Развитие творческих способностей учащихся начальных классов

Современное образование » Развитие творческих способностей учащихся начальных классов

Страница 2

По наблюдениям психологов, до шести лет речь ребенка формируется в основном стихийно, в процессе общения с взрослыми людьми. Шестилетний ребенок имеет в активном словаре от 3 до 7 тысяч слов, знает отдельные фразеологические единицы. Но когда ребенок приходит в школу, у него появляется интерес к живому слову, он хочет говорить и говорит много и охотно, у него пробуждается потребность говорить правильно, он легко усваивает новые языковые и речевые единицы, особенно если их усвоение вызвано потребностью в общении.

Необходимо расширять коммуникативные возможности ребенка, вооружать его языком как средством общения, всячески способствовать успешному речевому развитию. Речевое развитие возможно только в том случае, если ведется активная работа по обогащению словаря учащихся, то есть лексическая работа. Путь обучения языку должен быть коммуникативным. Каждое слово должно быть исследовано ребенком, понято, осмыслено, и только после этого его можно включать в работу, где предусмотрены грамматические задания.

Коммуникативный подход выводит учащихся на путь сознательного поиска, каждый ребенок становится исследователем, изобретателем, он познает язык, слово.

Поэтому путь обучения языку должен иметь познавательный характер, он должен способствовать развитию логического мышления. Сама природа слова, его связь с окружающей средой, людьми, миром мыслей и чувств человека требует вдумчивого, осмысленного подхода к его изучению. Через родное слово в языке, как отмечал К.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Лексикология с ее коммуникативной, практической, огромной познавательной, развивающей, воспитательной направленностью имеет неограниченные возможности для формирования творческого мышления учащихся.

Речь является главным средством общения. В то же время обучение речи невозможно без общения. Значит, необходимо обучать общению, так как оно имеет большое значение для интеллектуального общего и речевого развития. Лексическая работа требует постоянного общения, собеседования, обмена мнениями. Она позволяет учащимся активно включаться в диалог «учитель – ученик», «ученик – ученик». При этом общение не сводится только к обмену информацией, но постоянно идет процесс выработки новой информации, общей для учащихся. Формируется новый тип обучения через общение.

Новизна программы заключается в том, что познание слова происходит во время общения, через общение и становится для учащихся творческим процессом. Содержание программы развертывается не в логике науки о языке, а в направлении развития коммуникативно – познавательной деятельности учащихся при изучении языка. Программа начинается с осмысления детьми значения слова, его смысла, то есть с номинативной функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. Слово, вписанное в различные речевые ситуации, легко осмысливается ребенком, как со стороны содержания, так и его формы. Слову, его лексическому значению отводится в программе значительное место. Вся многогранная работа со словом, наблюдение за «жизнью» слова дают возможность «увидеть» слово во всех его проявлениях – языковом, литературном, фольклорном, то есть обеспечить филологическую основу изучения слова и языка.

Особое место в программе занимает изучение группы так называемых «волшебных» слов, то есть слов выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения и других. Знакомство учащихся с этой группой слов имеет своей целью развивать культуру общения детей, прививать им посредством лексики доброе отношение к окружающим.

Данная программа предусматривает знакомство с различными словарями, вырабатывает умения пользоваться словарями. Поисковая деятельность учащихся организована за счет использования материалов толкового и других словарей, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.

Программа ориентирована на развитие эмоциональной сферы учащихся, их творческого воображения, речевой культуры, на развитие детского речевого творчества через слово.

Цель образовательной программы:

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Сущностная характеристика языковой компетенции
обучение иностранный язык педагогический Технология проектного обучения иностранному языку Термин “языковая компетенция” был введен Н.Хомским примерно в середине XX в. и семантически противопоставлен термину “использование языка”. Различие значений этих терминов раскрывалось как разница между знани ...

Формирование умения петь
- Учить детей подражать характерным звукам животных. Педагог демонстрирует игрушку (собачка, кошка, медведь), воспроизводит звуки животных и предлагает детям под музыку повторить, кто как разговаривает ("ав-ав", "мяу-мяу", "у-у"). - Учить детей слушать знакомую песню, ...

Концепция образовательной программы «Аэродром перспектив»
Разработчиками программы для детского летнего оздоровительного лагеря «Красэйр» являются: научный руководитель – заведующий кафедрой педагогии высшей школы ИЕГиН СФУ, кандидат физико-математических наук, профессор А.М. Аронов; директор лагеря, руководитель краевой научной школы «Свободный разум» – ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru