Возрастные особенности учащихся 8 классов

Страница 5

Ценностно-ориентированный подход к отбору содержания обучения. Ценностно-ориентированный подход, предполагает так отбирать содержание программ технологической подготовки, чтобы сориентировать учащихся на приоритет способа над результатом деятельности; «необходимость комплексного подхода к выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке ее результатов».

Проблемно-ориентированный характер содержания обучения, разработке теоретических основ проблемного обучения посвящены многие работы М. М. Махмутова, И. Я. Лернера, Т. И. Шамовой, Т. А. Калчанова, К. Г. Кязимов, П. Н. Зубенко и др. К. Г. Кязимов считает, что в проблемном обучении доминирует принцип поисковой деятельности. В работах Т. И. Шамовой обоснована модель системы средств активизации в обучении, где проблемный подход в обучении является ведущим средством активизации. Находясь в тесной связи с общедидактическими принципами, отражающими требования закономерностей педагогического процесса, принципы профессионального обучения имеют свои специфические особенности. Они делятся на общепрофессиональные, присущие всем направлениям профильной подготовки, и специальные, относящиеся к конкретным профилям. В связи с этим разработчики концепции технологической подготовки старшеклассников М. Б. Романовская и Н. Н. Шамрай определи трехуровневый подход в представлении структуры и семантического наполнения содержания. Первый уровень углубляет 2-3 раздела той технологической подготовки, которую учащиеся получили в основной школе. Второй уровень носит более профилированный характер, соотнесенный с определенной сферой трудовой деятельности людей. Третий уровень являет собой профессиональную подготовку, содержательно сопоставимую с образованием в системе учебных заведений начального профессионального образования.

К основным принципам профессионального обучения, выделенным Шамрай Н.Н. относятся:

- Принцип соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики. Для осуществления этого принципа необходим осуществление двухсторонней связи с теории и практики, опережающий характер теоретических знаний и объединение профессиональных знаний и умений в пределах единого предмета и по горизонтали - взаимосвязь специальных знаний и умений

- Принцип профессиональной мобильности предусматривающий подготовленность и способность человека быстро осваивать техническими средствами, технологическими процессами, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию.

- Принцип модульности профессионального обучения, предусматривающий умение самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

- Принцип создания окружающей среды. Это создание учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям, а также требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся.

- Принцип экономической целесообразности. Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребованности на рынке труда.

Таким образом, критерии отбора и построения содержания для обучения старшеклассников в образовательной области «Технология» как средства социальной защиты учащихся должны строиться с учетом общедидактических принципов, принципов профессиональной подготовки и личностно ориентированном подходе к обучению, социально-экономической целесообразности отдельных направлений содержания, педагогической возможности обеспечения учебного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Понятие “самостоятельная” работа и её функции
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно: Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, ...

Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся
На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Под системой самостоятельных работ понимают, прежд ...

Анализ опыта работы социального педагога с педагогически запущенными детьми
Социальный педагог - это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность – о ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru