Содержание современного образования

Современное образование » Содержание современного образования

Страница 2

Основным средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Два ее аспекта:

наращивание в СО знаний о человеке, человечности, выделение гуманитарного аспекта во всех учебных предметах;

улучшение качества преподавания гуманитарных предметов (преодоление сциентистского подхода) и гуманизация преподавания негуманитарных предметов: через их содержание также можно формировать ценностные ориентации, творческую мотивацию (за любыми теориями – их творцы, драма идей).

На смену информационным технологиям приходят личностно-ориентированные; развивающие задатки способностей, раскрепощающие творческий потенциал. Пример такой технологии – технология педагогических мастерских (7).

Родина технологии - Франция, где в 20-е годы возникло движение ЖФЭН - французская группа нового образования (qroupe francais education nouvelle).У истоков движения стояли знаменитые психологи: А. Валлон, Ж.Пиаже и др. Основная идея – де-марш (Дема́рш (фр. démarche) — дипломатическое выступление правительства или дипломатических органов одного государства перед правительством другого государства. Демарш может содержать просьбу, протест, предостережение и т. п. и быть выражен в письменной или устной форме.

В бытовом смысле — выпад; неожиданный, резкий поступок. Примером политического демарша может служить проводившийся в разное время многими странами Бойкот Олимпийских игр), движение в обход. Традиционно учитель оказывает прямое воздействие: учит, оценивает, сравнивает. Мастер работает наравне с детьми: не учит, не оценивает, не сравнивает. Он специально организует развивающее пространство, в котором нет давления на интеллект, но содержится все необходимое для движения ученика от личного опыта к самостоятельному открытию знания. Этот поиск мастер тщательно продумывает, опираясь на ряд принципов.

1.Все способны, все могут. Неудача же - явление временное, рефлексия по поводу которого открывает новые горизонты. Ж.Ж. Руссо писал: ”Мы не знаем, чем нам быть позволит наша природа, ни один из нас не измерил расстояние, которое может быть между одним человеком и другим”.

Если считать, что могут не все, то это значит - убить в себе учителя. Так врач умирает во враче, когда он начинает делить больных на тех, кого стоит лечить и кого не стоит.

2.Учитель равен ученику

И в рамках традиционных технологий аксиоматично утверждение: учитель остается учителем, пока учится - повышает свою квалификацию, обновляет фонд профессиональных знаний. В понимании же педагогов ЖФЭН учитель равен ученику, потому что учится на каждом занятии: наравне с учениками работает и представляет свои работы. Согласно этому принципу мастер не реагирует на тех, кто “выпадает” из процесса: он ведь равен ученику и не может назидать, указывать, то есть общаться по вертикали, сверху вниз.

3.Важен не результат, а процесс.

В сороковые годы прошлого века американские психологи В. Лоуэнфельд и Л. Менделович, исследовавшие детское изобразительное творчество, заявили: дети до 10-11 лет больше ориентированы на процесс, чем на результат.

Интересно, что умерший задолго до этого великий австрийский поэт Райнер Мария Рильке (1875-1926) написал стихотворение, в котором предвосхитил выводы ученых.

Будь как ребенок,

который мчится по празднику жизни,

где каждое дуновение ветра

осыпает его цветами-подарками,

а он легко стряхивает их с развевающихся волос.

Вместо того, чтобы собрать

и сохранить эти цветы,

он занимает руки иначе:

подставляет навстречу юным,

счастливым годам,

и время струится

сквозь его тонкие пальцы .

(литературный перевод Гаврилиной Л.К.)

Время детской жизни - это время движения по пути развития. Ребенок хочет ощущать это движение. Каждый день (час, миг!) должен быть полно прожит и изжит. Цветы-подарки - образ результата, которым ребенок пренебрегает, поглощенный процессом.

Сегодня, особенно в художественной педагогике, признается абсолютная ценность процесса и относительная ценность результата. Последний ценен лишь в сравнении с предыдущим - разница, приращение служит основанием для педагогического прогноза, для построения индивидуальной траектории творческого развития.

Ребенок и истинно творческий человек всегда в процессе: поиска средств для выражения своих замыслов. Поэтому мастер не торопится отвечать на вопросы - важнее их задать. Необходимую информацию мастер выдает малыми дозами, когда в ней возникнет необходимость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Цели и содержание обучения
Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания. Останавливаясь на тех или иных методах обучения, мы фактически отвечаем на вопрос, для чего учить. Форму ...

Имущество, хозяйственная и финансовая деятельность ДДТ
7.1 Имущество ДДТ составляют основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, которые принадлежат ему на праве оперативного управления, закрепленные за ДДТ отделом имущественных отношений Бардымского муниципального района; 7.2 Источниками образования имущества ДДТ являются: • земля, здание ДДТ; • ...

Анализ УМК с точки зрения возможностей использования лексического материала для метода проектов
Цели анализа: Проанализировать данное УМК с точки зрения возможностей использования проектной работы для формирования языковой компетенции (анализ лексического материала; его введение, тренировка, закрепление и применение во всех видах речевой деятельности). Сделать проект по теме « Our school life ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru