Содержание современного образования

Современное образование » Содержание современного образования

Страница 3

4. Безооценочность. Мастер не хвалит, не ругает. В его лексиконе нет слова “молодец”. Он дает ученикам безоценочную обратную связь. И такое общение - психологически тонкое, горизонтальное, в пристройке” рядом”. Ведь даже похвала, не говоря уж о критике, отрицательной оценке, - всегда “сверху”: хвалит тот, кто умнее, выше, компетентнее. Мастер может поблагодарить за собственную точку зрения, выразить свои чувства- обрадоваться , восхититься, удивиться, а может просто “отзеркалить “ высказывание или чувства ученика. Любая форма безооценочной обратной связи выступает как форма психологической поддержки: у ученика возникает ощущение пребывания в центре внимания мастера.

Поскольку внешнего оценочного давления нет, в ходе мастерской у учащихся быстрее формируется самооценка. Она может изменяться, подвергаться самокоррекции. Не связанные ожиданием оценки, а, значит, не пребывающие в сосредоточении на себе (как я выгляжу со стороны?), дети учатся настраиваться на другого человека: на его мысль, на его чувства. Они учатся диалогу, принятию иного мнения, а через это - и принятию иного человека без посягательств на его целостность.

Следовать принципу безооценочности удается лишь конгруэнтным учителям. К. Роджерс, лидер гуманистической психологии, понимал под конгруэнтностью способность быть самим собой во взаимоотношениях с людьми, способность к межличностному, а не ролевому взаимодействию. Конгруэнтный человек целостен: он и чувствует, и осознает свои чувства, и искренне сообщает о них, беря на себя ответственность за происходящее с ним.

Конгруэнтность учителя сегодня следует признать профессионально значимым качеством, обеспечивающим экологическую чистоту педагогического взаимодействия.

Следующий принцип мастерских также требует этого качества.

5. Не навреди - основной принцип мастерских, интегрирующий в себе все предыдущие.

Навредить можно:

любыми манипуляциями;

оценками в адрес личности;

любой формой отрицательной обратной связи по поводу результата;

навешиванием ярлыков;

навязыванием своих предпочтений.

Поэтому мастера осторожны с домашними заданиями: родители могут “навредить”, т.е. подсказать, ”как лучше” - в их понимании, а, значит, нарушить границы личности, проявить неуважение к ее субъектности.

Итак, в мастерской царит атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества.

В мастерскую не играют. Ее проживают, погружаясь в нее по четкому алгоритму.

1.Индукция (наведение)- создание эмоционального настроя, обращение к чувствам каждого, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. Это - все, что может вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, вопросов.

2.Самоконструкция-индивидуальное создание текста, рисунка, проекта, гипотезы и т.п.

3.Социоконструкция - построение этих элементов группой

4.Социализация - все, что сделано индивидуально, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены

5.Афиширование - вывешивание или зачитывание вслух индивидуальных работ в аудитории и ознакомление с ними - все ходят, читают, смотрят, обсуждают.

6.Разрыв - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания - новому, своих прежних ценностей - новому пониманию. Это - внутриличностный конфликт, побуждающий к углублению в проблему (сверке нового знания с литературным или научным источником) или переооценке ценностей, выходу на новый уровень личностного развития.

7.Рефлексия - отражение чувств, возникших в ходе мастерской

Рефлексия - это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения)

Детализируя план мастерской, мастер работает с большим объемом информации: нужно предусмотреть множество “подсказок”, в которых возникнет необходимость, проделывается огромная работа, чтобы в ходе мастерской оставаться в тени.

В порядке иллюстрации (и только: не может идти речь о дидактическом потенциале приводимой мастерской)- алгоритм мастерской, которая была сконструирован и прожита участниками психолого-педагогического семинара, педагогами-экологами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Творческие занятия младших школьников во время экскурсий и походов
Цель и содержание экскурсий, по словам Г.И. Фроловой [24, с. 31], как учебного занятия всегда определяется ее темой предусмотренной программой, и предполагают решение конкретных образовательных задач. Знания детей, полученные на программных экскурсиях в процессе прогулок, закрепляются и расширяются ...

Методика формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней школы №1 города Костаная. В эксперименте принимало участие 26 человек экспериментального 3 «В» класса и 26 человек контрольного 3 «А» класса. Целью эксперимента является проверка эффективности формирования познавательного интереса младших ...

Построение оптимальной модели процесса обучения учащихся VII-VIII классов при освоении технологических операций на токарно-винторезном станке
Уроки технологии имеют свою оправданную специфику, выражаемую рядом особенностей по сравнению с уроками других учебных предметов. Во-первых, на занятиях по технологии сложилась оправдавшая себя практика сдвоенных уроков. Это объясняется тем, что центральное место на уроках технологии отводится имен ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru