4. Безооценочность. Мастер не хвалит, не ругает. В его лексиконе нет слова “молодец”. Он дает ученикам безоценочную обратную связь. И такое общение - психологически тонкое, горизонтальное, в пристройке” рядом”. Ведь даже похвала, не говоря уж о критике, отрицательной оценке, - всегда “сверху”: хвалит тот, кто умнее, выше, компетентнее. Мастер может поблагодарить за собственную точку зрения, выразить свои чувства- обрадоваться , восхититься, удивиться, а может просто “отзеркалить “ высказывание или чувства ученика. Любая форма безооценочной обратной связи выступает как форма психологической поддержки: у ученика возникает ощущение пребывания в центре внимания мастера.
Поскольку внешнего оценочного давления нет, в ходе мастерской у учащихся быстрее формируется самооценка. Она может изменяться, подвергаться самокоррекции. Не связанные ожиданием оценки, а, значит, не пребывающие в сосредоточении на себе (как я выгляжу со стороны?), дети учатся настраиваться на другого человека: на его мысль, на его чувства. Они учатся диалогу, принятию иного мнения, а через это - и принятию иного человека без посягательств на его целостность.
Следовать принципу безооценочности удается лишь конгруэнтным учителям. К. Роджерс, лидер гуманистической психологии, понимал под конгруэнтностью способность быть самим собой во взаимоотношениях с людьми, способность к межличностному, а не ролевому взаимодействию. Конгруэнтный человек целостен: он и чувствует, и осознает свои чувства, и искренне сообщает о них, беря на себя ответственность за происходящее с ним.
Конгруэнтность учителя сегодня следует признать профессионально значимым качеством, обеспечивающим экологическую чистоту педагогического взаимодействия.
Следующий принцип мастерских также требует этого качества.
5. Не навреди - основной принцип мастерских, интегрирующий в себе все предыдущие.
Навредить можно:
любыми манипуляциями;
оценками в адрес личности;
любой формой отрицательной обратной связи по поводу результата;
навешиванием ярлыков;
навязыванием своих предпочтений.
Поэтому мастера осторожны с домашними заданиями: родители могут “навредить”, т.е. подсказать, ”как лучше” - в их понимании, а, значит, нарушить границы личности, проявить неуважение к ее субъектности.
Итак, в мастерской царит атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества.
В мастерскую не играют. Ее проживают, погружаясь в нее по четкому алгоритму.
1.Индукция (наведение)- создание эмоционального настроя, обращение к чувствам каждого, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. Это - все, что может вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, вопросов.
2.Самоконструкция-индивидуальное создание текста, рисунка, проекта, гипотезы и т.п.
3.Социоконструкция - построение этих элементов группой
4.Социализация - все, что сделано индивидуально, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены
5.Афиширование - вывешивание или зачитывание вслух индивидуальных работ в аудитории и ознакомление с ними - все ходят, читают, смотрят, обсуждают.
6.Разрыв - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания - новому, своих прежних ценностей - новому пониманию. Это - внутриличностный конфликт, побуждающий к углублению в проблему (сверке нового знания с литературным или научным источником) или переооценке ценностей, выходу на новый уровень личностного развития.
7.Рефлексия - отражение чувств, возникших в ходе мастерской
Рефлексия - это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения)
Детализируя план мастерской, мастер работает с большим объемом информации: нужно предусмотреть множество “подсказок”, в которых возникнет необходимость, проделывается огромная работа, чтобы в ходе мастерской оставаться в тени.
В порядке иллюстрации (и только: не может идти речь о дидактическом потенциале приводимой мастерской)- алгоритм мастерской, которая была сконструирован и прожита участниками психолого-педагогического семинара, педагогами-экологами.
Читайте также:
Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьников
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгл ...
Основные теоретические направления в исследованиях операций мыслительной
деятельности
Современными психологами справедливо отмечается тот факт, что в умственной деятельности человека чувственные представления играют второстепенную роль. Если мы зададимся вопросом о том, как протекает наша мыслительная деятельность, если мы вглядимся в её внутреннюю структуру, то мы без труда убедимс ...
Педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном
языке в начальной школе
Исходя из вышеперечисленных особенностей психических процессов учащихся младшего школьного возраста, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе. 1. Практическая направленность процесса обучения: формулирование конкрет ...