Учить детей прислушиваться к звучанию погремушки или другого свистящего, шумящего, гремящего, скрипящего, шуршащего и звучащего предмета. Предпринимать действия с этим предметом с помощью взрослого или по образцу, а также самостоятельно.
С этой целью учитель подбирает различные предметы, наполняет их соответствующим содержанием, располагает определенным образом и т. п. для того, чтобы дети могли услышать "голос", характерный для предмета: баночки из-под кофе, чая, сока, наполненные горохом, камешками, песком, пуговицами и плотно закрытые; погремушки из нанизанных на ленту или проволоку пластмассовых, деревянных и металлических пуговиц и т. п.; палочки различной величины и разного материала, которыми дети стучат друг о друга; деревянные, металлические, пластмассовые ложки; перевернутые кастрюли, чугунки и т. п., по которым можно ударять палочкой, ложкой.
Учитель привлекает внимание детей к звучащему предмету, показывает, как надо действовать им, чтобы был слышен звук, затем дает детям возможность поиграть с этим предметом или с несколькими такими предметами.
- Учить детей прислушиваться к звучанию колокольчика, принимать участие в игровой ситуации (искать спрятанный колокольчик и т. п.).
Учитель показывает колокольчик, дает детям возможность его рассмотреть, предлагает каждому поиграть. Взрослый звенит колокольчиком и напевает песенку. Затем прячем за ширму и предлагает детям его поискать. Можно использовать два колокольчика — с низким и высоким звучанием и прятать то один, то другой. Желательно использовать различные по звучанию колокольчики, разного размера, из различного материала и т. п.
"Бубенчики", муз. Н. Ветлугиной; "Тихие и громкие звоночки", сл. Ю. Островского, муз. Р. Рустамова.
- Учить детей слушать высокое и низкое звучание игрушек.
Учитель подбирает две по-разному звучащие игрушки (мишка и заяц, щенок и котенок и т. д.), показывает их, играя соответствующую музыку, затем прячет. Затем воспроизводит ту или другую музыку, предлагая детям узнать, кто это идет.
"Комическая пляска" (отрывок), муз. М. Раухвергера (заяц); "Детская полька", муз. М. Глинки (заяц); "Зайки серые сидят", сл. В. Антоновой, муз. Г. Финаровского (заяц); "Медвежата", сл. Н. Френкель, муз. М. Красева (медведь); "Медведь", муз. Е.
- Учить детей слушать колыбельную.
Педагог показывает кукол, мягкие игрушки (мишка, котенок, заяц и т. п.), говорит, что они устали и хотят спать, предлагает детям их покачать.
"Колыбельная", сл. и муз. И. Филипп, и подобные мелодии.
- Учить детей слушать бодрую веселую музыку.
Во время исполнения песни педагог может помахивать ленточкой, платочком или ярким султанчиком, а также хлопать в ладоши, затем предложить детям сделать то же самое.
"Камаринская", муз. П.И. Чайковского из "Детского альбома"; "Экосез", муз. Ф. Шуберта; "Ой, лопнув обруч" (украинская народная мелодия); "Янка" (белорусская народная мелодия); "Веселые матрешки", сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; "Смелый наездник", муз. Р. Шумана.
- Учить детей слушать колыбельную и марш. Педагог напевает колыбельную, приносит куклу, качая ее, говорит детям, что кукла спит. После этого кукла просыпается, здоровается с детьми. Затем предлагается посмотреть, как кукла ходит (исполняется маршевая мелодия).
"Баю-баю", муз. Е. Тиличеевой; "Колыбельная", муз. И. Филипп; "Солдатский марш", муз. Р. Шумана (соч. 68 № 2); "Марш", муз. Е. Тиличеевой.
- Учить детей слушать спокойную мелодию.
Учитель показывает куклу, поет песню, укачивает ее. Затем передает ее ребенку, который также ее укачивает под музыкальное сопровождение, это же предлагается сделать кому-то из детей, при необходимости учитель помогает ученику выполнить соответствующие действия.
"Ласковая песенка", муз. В. Волкова; "Первая утрата", муз. Р. Шумана; "Мама", "Старинная французская песенка", муз. П.И. Чайковского из "Детского альбома".
- Учить детей слушать веселую плясовую музыку, вызывать у детей радостное настроение.
Педагог предлагает детям хлопать в ладоши, в то время когда кукла будет плясать.
"Во саду ли, в огороде", обр. Н. Римского-Корсакова; "Каблучки" (русская народная мелодия), обр. Е. Адлера; "Гопак" (украинская народная мелодия), обр. Н. Метлова; "Полька", муз. Ю. Слонова; "Полька", муз. И. Штрауса.
— Учить детей слушать музыку, контрастную, по настроению.
Исполнение пьес сопровождается соответствующими действиями. Вначале их выполняет учитель, затем предлагает детям, слушая колыбельную, положить ладони под щеку, под веселую плясовую музыку — похлопать.
Читайте также:
Характеристика культуротворческой среды МОУ лицея №3
В параграфе рассматривается понятие «среда», её разновидности: «развивающая среда», «воспитывающая среда», «культуротворческая среда лицея». Потенциал человека определяют задатки, а вот насколько уже имеющиеся возможности будут реализованы в течение жизни, зависит от среды. Раннее выявление задатко ...
Средства формирования гуманистической направленности детей
старшего дошкольного возраста
Чтобы гуманистическая ценность побуждала к активной деятельности, к самовоспитанию и саморазвитию личности, мало добиться того, чтобы человек ее ясно осознавал. Ценность приобретает побудительную силу мотива деятельности тогда, когда она интериоризирована личностью, когда человек может четко формул ...
Занимательный материал по басням
Путешествие в Страну Книги Часть 1 Учитель читает детям следующее сообщение: В каждом тексте рассказывается о том, что случается с разными героями, описываются какие-то события. Взрослые называют это описание фабулой. Но писатель сочиняет рассказ или стихотворение не просто для того, чтобы перечисл ...