Третий подход - социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе»[27].
Отсюда следует необходимость осуществления междисциплинарного подхода как в вопросах понимания сущности профориентации, так и в практической работе по ориентированию молодежи на те или иные профессии.
Рассматривая изложенное выше понимание профориентации как единства практической работы и теории в книге «Профессиональная ориентация учащихся» под редакцией Сазонова А.Д., мне наиболее близка его точка зрения на определение профессиональной ориентации. В которой она рассматривается как «целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации»[27].
В социальной же науке проблемы профориентации рассматриваются в тесной связи с феноменом профессий «престижа», отражающем их значимость и авторитет в общественном мнении. В систему мер по профориентации входит пропаганда наиболее необходимых обществу профессий, сведения о востребованности специалистов той или иной профессии на рынке труда, индивидуальные консультации, информация об учебных заведениях всех уровней (профессионально-технических, средне – специальных и высших) и т.д.
В профессиональной ориентации традиционно принято выделять следующие компоненты:
1. профессиональное просвещение – проводится по специальным программам и предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупности знаний о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии, информацию о наиболее общих признаках профессии;
2. профессиональная активизация – составление описания профессий и специальностей в неё входящих. Паспорт специальности содержит основные требования, которые включают в себя основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность или не успешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности профессиональной деятельностью.
Наиболее распространенным методом профориентации старших подростков является групповая профконсультация. Преимущество групповой консультации заключается в том, что она позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики и т.п.). Также групповая консультация является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня осведомленности в вопросах выбора профессии. Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет и определенные требования и к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.
В зависимости от цели групповые консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, развивающими и др. Однако в профориентационной работе со школьниками вследствие их недостаточной осведомленности о профессиях наиболее часто используется справочно-информационная консультация.
Справочно-информационная консультация выполняет, прежде всего, функцию просвещения по основным вопросам выбора профессии, профессионального обучения и трудоустройства. Она предполагает организацию информационного пространства, позволяющего клиенту получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе, предоставление информации, формирующей представление о содержании профессий и специальностей, о требованиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, в результате чего создаются предпосылки для осознанного выбора клиентом сферы деятельности, профессии и образа жизни. Традиционно в практике профориентации школьники получают информацию по следующим темам:
Читайте также:
Методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста
с достопримечательностями родного края
Как было указано выше, патриотическое воспитание дошкольников и пробуждение у них любви к родному краю наиболее успешно осуществляются при комплексном подходе к решению этой проблемы (Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова). Невозможно говорить о воспитании любви к родному краю без сообщени ...
Анализ современной социокультурной ситуации. Необходимость модернизации
образования
Система образования, как важный институт социального и социо-культурного воспроизводства, призвана эффективно реагировать на изменения в системах общества и его культуры, поскольку эти изменения влекут за собой новые задачи и возможности, а, следовательно, требуют от молодых людей, включающихся в ж ...
Виды стилей педагогического общения
В психолого–педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Для педагогов, которым свойственен авторитарный стиль характерно подавление своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах ...