Современными психологами справедливо отмечается тот факт, что в умственной деятельности человека чувственные представления играют второстепенную роль. Если мы зададимся вопросом о том, как протекает наша мыслительная деятельность, если мы вглядимся в её внутреннюю структуру, то мы без труда убедимся, что преобладающее значение в ней имеют не те или иные чувственные образы, а сознание различного рода соотношений, зависимостей, обусловленностей, причинных и целевых связей, предрасположений, тенденций. Они не имеют чувствительных эквивалентов и потому-то попытки свести эти чрезвычайно для нас существенные переживания к каким-нибудь чувствительным представлениям, попытки, например, свести смысл суждений, понятий к ассоциации представлений, терпят полную неудачу.
Мышление – опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в её существенных связях и отношениях. Выявление связей, отношений, а так же основных свойств и сущности явлений и объектов действительности осуществляется по средствам мыслительных операций. [11, с. 118]
Мышление – сложный по структуре процесс, развиваясь, оно принимает различные формы: наглядно-действенное, наиболее простая форма мышления, формирующаяся в практической деятельности, наглядно-образная и словесно-логическое.
Особенностью словесно-логического мышления является то, что задача решается в словесной форме, с помощью слова человек не только обозначает, но и обобщает различный образный материал, практические действия, однако слово никогда не может исчерпать своего богатства образа. Все виды мышления тесно взаимосвязаны.
Основными операциями, благодаря которым мышление, а точнее, мыслящий человек познаёт и отражает в понятиях те или иные стороны действительности, является анализ и синтез. В связи, с чем мышление в целом может быть охарактеризована как деятельность аналитико-синтетическая.
Анализ как мыслительная операция – это мысленное расчленение объекта на составные части, выделение характерных для него признаков, свойств и сторон. Синтез является объединением проанализированных элементов в единое целое. Анализ и синтез формируются в деятельности и выступают как на чувственном, так и на логическом уровне отражения, причём первичным является анализ-синтез на уровне чувственного отражения.
Анализ и синтез, являясь самостоятельными мыслительными операциями, в то же время непосредственно включаются во все остальные операции, способствующие решению мыслительных задач.
Одной из наиболее важных мыслительных операций является сравнение, то есть установление степени тождества или различия при сопоставлении двух или большого числа объектов. Хотя сравнение представляет собой относительно элементарную форму познания, его важная роль определяется тем, что оно на ряду с анализом и синтезом включается во все мыслительные операции. [18, с. 311]
С помощью сравнения осуществляется классификация и систематизация, то есть объединение объектов по сходным признакам, их мысленное группировка.
Кроме перечисленных, к операциям мыслительной деятельности относятся: абстрагирование – отвлечение от одних сторон объекта при одновременном выделении других; обобщение – объединение объектов на основе общих существенных признаков; конкретизация – применение обобщённых знаний к частным, конкретным случаям. В основе всех этих операций лежат анализ и синтез на ряду, с которыми могут выступать и другие операции; например, обобщение может вестись через сравнение.
Факты говорят о том, что в норме абстрагирование и обобщение начинаются на уровне чувственного познания (элементарное абстрагирование – выделение наиболее «сильных», например, биологически значимых раздражителей, и генерализованное обобщение – обобщение на основе лежащих на поверхности несущественных признаков) и лишь за тем развивается в деятельности, в процессе обучения, в процессе овладения понятиями. [7, с. 194]
Читайте также:
Характеристика внимания младших школьников
Внимание – это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в её сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усили ...
Методика воспитания координационных способностей
Для развития двигательно-координационных способностей (ловкости) Л.П.Матвеев, Е.Н.Вавилов и др. рекомендуют разнообразные методические приемы: 1.Применение необычных исходных положений. 2.Изменение скорости или темпа движений, введения разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элемен ...
Методы выявления и диагностики одаренности
Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психодиагностических исследований. В тех случаях, когда задача ставится шире и предполагает не только отбор, но и психологическую помощь одаренному ребенку, сфера диагностики существенно расширяется. Она может вк ...