Работа с повествовательным текстом начинается в начальной школе с 1 класса, еще в период обучения грамоте. К повествовательным текстам можно отнести и рассказ, и сказку, и басню, и другие произведения. В основе повествовательных текстов лежит сюжет. Эти тексты вызывают у учеников большой интерес. Их внимание привлекают действия героев, изменения, происходящие в их жизни, события, влияющие на становление характера.
В процессе анализа рассказа используются такие приемы, как словесное и графическое рисование, составление плана, составление рассказа о герое и т. д. Этапы урока чтения соответствуют этапам восприятия художественного произведения.
Рассказы, изучаемые в 1 классе, в большинстве случаев не требуют специальной подготовки учащихся перед восприятием текста. Очень важно при этом организовать этап первичного восприятия. Так как уровень чтения учащихся 1 класса невысок, то будет лучше, если рассказ прочитает учитель. Однако полноценная работа с текстом невозможна, если дети не перечитают текст целиком. После первого прочтения почти все дети уверены, что они все поняли в этом тексте и перечитывать его еще раз нет необходимости. Поэтому на каждом уроке предлагается решить некую учебную задачу, ответить на вопросы, цель которых — вызвать потребность в анализе текста.
Анализируя текст рассказа, мы опираемся, прежде всего, на развитие действия. Анализ событий, представленных в рассказе, близок детям, не вызывает у них затруднений, тем более что большинство произведений в начальной школе невелики по объему и просты по композиции. Опираясь на событие, мы даем характеристику героя произведения. Перечислим некоторые приемы работы над характеристикой героя:
· учитель называет качества персонажей и просит учащихся привести примеры;
· детям предлагается самостоятельно назвать качества характера героя;
· сопоставляются герои одного произведения и разных произведений.
Понимание главной мысли произведения — это цель анализа. В начальной школе дети только учатся этому. Авторское отношение к героям и событиям важно раскрывать постепенно. В этом помогают следующие вопросы: «Как в описании внешности героя выразилось отношение автора к нему? Почему автор рассказал об этих событиях?»
Приведем пример урока по рассказу В. Осеевой «Хорошее».
Тема: «Рассказ В. Осеевой «Хорошее».
Цели:
· формировать умения выделять главную мысль произведения;
· давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Задачи:
· знакомство с произведением В. Осеевой «Хорошее»;
· формирование умения составлять характеристику героя;
· развитие навыков правильного и осознанного чтения;
· воспитание нравственных качеств личности ребенка: честности и чувства ответственности за свои поступки, доброго отношения к людям.
План урока.
· Организационный момент.
· Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.
· Ориентировочная беседа.
· Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу.
· Аналитическая беседа.
· Обобщение по теме урока.
· Выполнение творческого задания.
· Подведение итогов урока.
Составные элементы анализа.
Тематика, проблематика, характеристика образа главного героя, язык произведения.
Организация урока.
Слово учителя, выразительное чтение, аналитическая беседа, характеристика образа героя.
Оборудование урока.
Учебник с текстом В. Осеевой «Хорошее», иллюстрации к рассказу, выставка книг В. Осеевой.
Ход урока.
Введение.
· Знакомство с книгой В. Осеевой.
· Мы с вами прочитали несколько рассказов детской писательницы Валентины Александровны Осеевой. Перечислите их. Какие из этих рассказов можно прочитать в этой книге? Как мы их можем найти? (По содержанию.) Какие рассказы мы еще не прочитали? Откройте учебник. С каким рассказом нам предстоит сегодня знакомство? Мы прочитаем сегодня рассказ с очень приятным названием «Хорошее». О чем может говориться в этом рассказе? Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» — это как?) В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?
Основная часть.
· Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.
Читайте также:
Изучение личности ученика в
образовательном процессе
Считается, что школа дает знания, готовит к жизни, формирует мировоззрение, т.е. выполняет много важных социальных функций. Все это верно, но главная ее цель все-таки становление человека в наиболее интенсивный период его возрастного развития (6-17 лет). Если основная ее функция — развивающая ...
Роль и место политехнических знаний при изучении
раздела «Вязание на спицах», 8 класс
Цель изучения этого раздела – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтоб ...
Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Указание на необходимость комплексного воздействия и попытки его применения встречаются уже в трудах отечественных авторов – И. А. Сикорского ...