· Оправдались ли ваши ожидания? Какой это рассказ — веселый или грустный? Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
· Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу.
Исследовательская работа по тексту проводится в парах или группах. После прочтения дети самостоятельно должны отметить в тексте, о чем мечтал Юра.
· Хорошие ли были у него мечты? Хотел ли он что-то сделать для себя? Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Что такое «героический»? Кто такой герой?
· Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
· В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
· Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры.
Смелый.
Заботливый.
Умный.
Думающий о себе.
Добрый.
Грубый.
· Обобщение по теме урока.
· Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте.
· В. Осеева написала этот рассказ очень давно. Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку».
· Почему в следующем издании Осеева изменила конец этого рассказа?
· Выполнение творческого задания.
· Сейчас нам предстоит прочитать этот рассказ по ролям. Для этого разделимся на группы: одни будут режиссерами (в их работу входит давать советы, как прочитать ту или иную фразу), другие — актерами, которые будут играть роли.
Предварительная проверка.
· Сколько героев в этом рассказе?
· Есть ли слова у Трезора? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)
· Как можно читать мысли Юры? (Мечтательно.)
· А слова, обращенные к сестре, няне и собаке? (Грубо, резко.)
Чтение рассказа по ролям.
Заключение.
· Итог урока.
· Над чем заставил вас задуматься рассказ?
· Какие пословицы подходят к этому рассказу?
Воспитание общих приёмов развития речи учащихся требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.
Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.
Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.
Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ученика.
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся.
Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.
Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.
Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практикоориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
Читайте также:
Методы организации
обучения с
применением персонального компьютера
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный репродуктивный проблемный исследовательский Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК б ...
Характеристика культуротворческой среды МОУ лицея №3
В параграфе рассматривается понятие «среда», её разновидности: «развивающая среда», «воспитывающая среда», «культуротворческая среда лицея». Потенциал человека определяют задатки, а вот насколько уже имеющиеся возможности будут реализованы в течение жизни, зависит от среды. Раннее выявление задатко ...
Понятие, сущность и содержание интеллектуальной культуры
Культура – понятие, относящееся к любому социальному явлению. Конечно, будучи специфической характеристикой любого социального действия, отношения, вещи и т.д. культура в каждом случае равная по содержанию. Здесь речь идет об универсальной приложимости понятия культуры к явлениям общественной жизни ...