Большое значение для изучения основ техники имеет ознакомление учащихся с элементами электротехники - устройством бытовых электронагревательных приборов, трехфазного асинхронного двигателя, электропривода и др.
С технологией производства учащиеся знакомятся на примере обработки древесины и металлов, а также на примере электромонтажных работ. При этом они получают представление как о ручной, так и о машинной обработке материалов. Ручная работа занимает в программе больший удельный вес, чем машинная. Объясняется это рядом причин. Во-первых, работа на станках связана с большей опасностью травматизма, чем работа с ручными инструментами. Во-вторых, ручной труд имеет еще довольно широкое применение, с чем нельзя не считаться. В-третьих, не следует забывать, что часть приемов, составляющих содержание трудовых операций при обработке материалов вручную, используется и при работе на станках (измерение, закрепление заготовок, координация движений и др.). Таким образом, между ручной и машинной обработкой материалов существует преемственность. От мастерства учителя зависит эффективность использования этой преемственности.
Изучение обработки металлов и древесины предусмотрено программой не случайно. Указанные материалы широко распространены в народном хозяйстве. Поэтому, знакомясь с технологией обработки древесины и металлов, учащиеся получают некоторое представление о многих отраслях промышленности и строительства. Кроме того, технология обработки древесины и металлов типична для механической обработки материалов. Технологические процессы включают в себя такие операции, которые в несколько измененном виде можно встретить при механической обработке любого материала (выбор заготовки, измерение размеров, разметка, резание и др.). Благодаря этому создается возможность для показа учащимся общих принципов механической технологии, что имеет большое значение для расширения их политехнического кругозора.
Одновременно программа предусматривает ознакомление учащихся с некоторыми общими сведениями о пластмассах. Ознакомление это носит в основном теоретический характер, однако можно с уверенностью сказать, что по мере развития химической промышленности знания учащихся в этой области будут постепенно расширяться и в программу будут включены обязательные практические работы.
Ознакомление учащихся с механической технологией включает изучение определенного объема теоретических сведений и овладение соответствующими практическими умениями и навыками. Так учащиеся получают краткие сведения о фанере, о физических и механических свойствах древесины. Знакомятся они с механическими свойствами черных и цветных металлов, основными сортами и свойствами стали. Большое внимание уделено программой ознакомлению с технической документацией и порядком ее составления и применения. По каждой трудовой операции, которой обучаются учащиеся, сообщаются необходимые теоретические сведения: значение операции и ее место в технологическом процессе, конструкция режущих инструментов, правила выполнения трудовых приемов, техника безопасности и др.
Значительное место занимает в программе обучение чтению чертежей. Учащиеся знакомятся также с выполнением эскизов тех предметов, которые они изготовляют.
Трудовые операции, которым обучают учащихся, подобраны в программе так, чтобы создавалось достаточно полное представление о профессии, к которой они относятся. Например, при изучении слесарного дела ребята осваивают разметку, правку, гибку, резание ножовкой и ножницами, рубку, работу с проволокой, соединение деталей из листового металла и проволоки, опиливание, сверление, нарезание резьбы, паяние, сборку, окончательную отделку изделий. Вместе с тем такие операции, которые могут выполнить лишь рабочие высокой квалификации, не отрабатываются. Так, среди слесарных операций не изучаются шабрение и притирка.
Читайте также:
Понятие полового воспитания и актуальность этой темы в педагогике
«Пол» - понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической. Социальной и др. С биологической точки зрения «пол- совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размнож ...
Содержательный компонент обучения модулю
«Информационные ресурсы» курса информатики и ИКТ в старшей школе
Современное социально-экономическое положение России, изменение в политической жизни страны предъявляют новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. В современной педагогической практике наблюдается размытость воспитательных идеалов, эталонов поведения, рассогласовани ...
Планирование урока английского языка с
использованием ИКТ
Планирование урока иностранного языка с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике и наполняемых благодаря информационным технологиям новым содержанием. Планировани ...