- принцип комплексности, в соответствии с которым половое и гигиеническое воспитание является частью системы общего воспитания, социализации и просвещения;
- принцип непрерывности, систематичности и последовательности полового и гигиенического воспитания как преемственного процесса, которые начинается с психологической и физической гигиены;
- принцип адресности, который подразумевает обращение к конкретной аудитории с учетом уровня физического и психологического развития;
- принцип толерантности, уважение нравственных, религиозных, национальных обычаев и традиций в половой и гигиенической культуре других людей.
Содержание педагогической системы полового и гигиенического воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи поло-ролевой социализации детей. Всю педагогическую работу и методы по половому и гигиеническому воспитанию можно подразделить на 4 направления:
- работа по диагностике когнитивного компонента поло-ролевой социализации;
- работа по формированию поло-ролевого поведения;
- работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения;
- работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.
Например, работа по диагностике когнитивного компонента поло-ролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев. А следующее направление может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, и социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье.
Работа по формированию поло-ролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для появления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу. Например. Гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки – у девочек.
Таким образом, в половом и гигиеническом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольных учреждениях, школе, и проводится с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания.
Обязательным условием эффективности полового и гигиенического воспитания является единый подход родителей, педагогов, воспитателей и медработников. Детям младшего школьного возраста нужно прививать элементарные гигиенические навыки и нормы поведения. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, а также в процессе полового и гигиенического воспитания должны учитываться физиологические и психологические особенности.
Читайте также:
Анализ возможностей учебника,
учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного
интереса младших школьников
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целе ...
Нравственное воспитание дошкольников
адаптация дошкольник воспитание нравственный Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства дет ...
Педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном
языке в начальной школе
Исходя из вышеперечисленных особенностей психических процессов учащихся младшего школьного возраста, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе. 1. Практическая направленность процесса обучения: формулирование конкрет ...