Часто в лекцию включаются сообщения учащихся. При этом учитель исходит из возрастных и индивидуальных возможностей учеников: одним предлагает пересказать близко к тексту отрывок из воспоминаний, другим поручает сообщение о произведении живописи или музыки и т. д.
Девятиклассник с интересом прочтет избранные отрывки из воспоминаний о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Белинском и может пересказать их. В лекцию о Пушкине органически войдут отрывки из воспоминаний Ф. Глинки о встрече поэта с генерал-губернатором Милорадовичем или из воспоминаний И. Якушкина о посещении Пушкиным Каменки. Кто-то из ребят сможет сделать сопоставительный анализ иллюстраций к «Мертвым душам» Агина и Боклевского. Но поручать ученику 9 класса доклад о трагедии «Борис Годунов» нецелесообразно: сжатый пересказ с анализом отдельных сцен сделает учитель.
В 10 классе одним ученикам будет посилен пересказ одной-двух глав из книги В. Шкловского «Лев Толстой» (ЖЗЛ.—М., 1967), другим—доклад о повести «Детство», третьим—рассказ о сценической истории пьес Островского или Чехова.
Одиннадцатиклассник в состоянии сделать самостоятельный анализ произведения современного писателя в обзоре или подготовить доклад о творчестве одного из поэтов, и тогда целый урок о современной поэзии будет состоять из нескольких ученических сообщений, сопровождаемых выразительным чтением избранных стихов. Такой урок представляет собой лекцию, только прочитанную ребятами.
Нередко ученические сообщения создают лишь видимость активности: переписанные из критической работы чужие мысли, невыразительно прочитанные, не затрагивают слушателей. Даже если сообщение представляет собой изложение точки зрения критика, необходимо добиваться, чтобы оно отвечало требованиям к устному выступлению, а для этого необходимы консультации докладчикам до и во время работы над докладом. Привлечение ассистентов-лекторов—прием чрезвычайно ценный, у опытных учителей он дает хороший эффект. Чтобы сообщаемый учеником материал воспринимался не менее серьезно, чем привычно-авторитетное слово учителя, требуется немало усилий и во время урока; здесь также возможны конспектирование, составление плана или тезисов, ответ на вопрос, рецензирование и т. д.
Читайте также:
Особенности развития мыслительных операций дошкольников с нарушением зрения
Мышление является высшей формой отражения действительности и одновременно разрешения проблемных ситуаций, поэтому от уровня его развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация человека. Наиболее характерной особенностью мышления детей дошкольного возраста с нарушением зрен ...
Анализ теоретических подходов к этнокультуре в развитии дошкольника
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития чел ...
Обоснование процесса
формирования познавательного интереса младших школьников в педагогической науке
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние ...