Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции

Современное образование » Лекция как активная форма обучения » Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции

Страница 2

В любой лекции поставленная проблема должна быть важной и интересной для учеников. Слово учителя тогда ребята воспри­мут полноценно, когда оно будет ответом на возникшее в сознании детей стремление решить проблему. Говоря о произведении лите­ратуры, мы стремимся понять, чем оно привлекает нынешнего юно­го читателя, какие насущные для него вопросы решает. Лекция о биографии писателя заинтересует ребят постановкой вопроса о гражданской позиции, о духовных исканиях, о самовоспитании и т. д. Рассказ об определенном этапе развития литературы может увлечь слушателей живым образом эпохи, картинами литератур­ной борьбы, сопоставлением давнего периода с нашей современ­ностью и др. Любое значительное явление культуры прошлого и настоящего может вызвать живой интерес,—все дело в том, как о нем рассказать. Глубокая мысль и эмоциональность, заинтере­сованность не могут оставить ребят равнодушными, и, напротив, формальное отношение к предмету, неискренность рождают лице­мерие, равнодушие к истине.

Опытные учителя стремятся вовлечь учеников в поиски истины они ставят острую проблему и пробуждают мысль, вместе с уче­никами ищут ответ, предусматривают возражения, спорят, затем ставят новые вопросы и опять совместно ищут решения. Поэтому изложение материала приобретает характер скрытого или явного диалога, в котором звучат голоса оппонентов, доказательство ча­сто ведется «от противного», выясняется не только «что есть дан­ное явление», но и «что не есть данное явление», хотя и сходно с ним.

Вот это стремление вызвать у слушателей активный эмоцио­нальный отклик и есть главное средство активизации мысли. Слу­шая хорошего лектора, мы радуемся убедительности его речи, а может быть, хотим возразить ему.

Если лекция обращена прежде всего к эмоциям, поэтому ее не­целесообразно конспектировать, составлять план и т. п. Учитель рассказывает о конфликте Лермонтова с самодержавной властью, поэтому лекция строится на антитезе: величие поэта и бесчелове­чие преследователей, использующих темные, тайные пути. Образ­ным центром этой темы является последняя рукопись Лермонто­ва—книга Одоевского, вторая тема начинает и завершает лекцию. Факты являются основой, на которой вырастают мысли и эмоции. Приемы активизации внимания слушателей на лекции разнообразны. В одном случае лектор включит в рассказ фрагмент ху­дожественного произведения, в другом—документ, в третьем— использует вопросы к слушателям, на которые иногда получит от­вет, в четвертом—сопоставит разные точки зрения на проблему, будет полемизировать с возможными возражениями и т. д. Иног­да полезно взглянуть на предмет с непривычной точки зрения: глазами человека другой эпохи, литературного героя, глазами ре­бенка. Иногда можно прибегать к смещению временной перспекти­вы: рассказывая о последующих событиях раньше предыдущих (как в романе «Что делать?»), о следствии раньше причины, иног­да пристально вглядываясь в какую-то деталь и для это­го

замедляется повествование.

В общем приемы построения лекции сходны с приемами композиции художественного произведения, да это и естественно: лек­ция по литературе должна быть эстетически значимой. И как в художественном произведении есть этапы сюжета, так и в лекции можно наметить экспозицию, цель которой — настроить учащихся на восприятие, завязку—постановку актуальной проблемы, основ­ную часть лекции—развитие мысли, приводящее к кульминации, и заключение—развязку. Продумывая построение основной ча­сти, опытные лекторы используют такие приемы, как антитеза, пов­торы, градация, риторические вопросы и т. д. Но в применении приемов ораторской речи надо соблюдать меру: не всегда в учеб­ной лекции уместно то, что естественно в выступлении на митинге.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Управление самостоятельной деятельностью школьников
Процесс управления должен обеспечивать реализацию обучающей, воспитательной, развивающей функций самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Большинство исследователей считает, что управление присуще только сложным динамическим системам биологического и социального типа. Их функционирование по ...

Участники образовательного процесса
4.1 Участниками образовательного процесса в Доме детского творчества являются дети в возрасте преимущественно как правила до 18 лет, педагогические работники, родители (законные представители). 4.2 При приеме детей педагоги знакомят обучающихся, родителей (законных представителей) с Уставом, Правил ...

Особенности подготовки специалистов социальной работы
Проблема подготовки студентов к практической социальной работе деятельности обусловлена современной ситуацией развития общества, для которой характерно обновление всех социальных институтов и систем. Как известно, в 90-х годах в России профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru