Философские и экономические проблемы информатизации общества

Страница 1

Движение к информационному обществу в мире – объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие мирового информационного пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда.

Понятие «информационное общество» появилось во второй половине XX века и впервые было введено в оборот в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, где утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Существуют и иные подходы к определению информационного общества. Так, основатель и президент японского Института информационного общества Й. Масуда пишет: «Информационная эпоха, которую принесли с собой компьютерная технология и средства коммуникаций, не просто окажет большое социально-экономическое воздействие на современное индустриальное общество; она повлечет за собой общественные перемены такого масштаба, которые вызовут трансформацию современной системы в полностью новый тип человеческого общества, то есть в информационное общество» [2, с. 103].

Согласно авторскому определению, информатизация представляет собой процесс количественно-качественных изменений в системе «человек (общество) – сигналы окружающего мира», протекающий независимо от филогенетических преобразований строения и функций нервной системы, но имеющий культурные основания и имманентный развитию человечества в целом. Сигналы при этом понимаются как процессы, являющиеся потенциальным (и единственным) источником сведений. Источником сигналов выступает и сам человек (общество), единовременно являясь субъектом и объектом. Движущие силы информатизации заключены во внутренних противоречиях системы «человек – окружающий мир», а в предельно общем смысле «живая материя – окружающая среда». Вариативное, опосредованное психикой отражение, предполагающее соответствующие необходимые субъект – объектные отношения, является наиболее общей характеристикой этой системы (везде и всегда, где и когда происходит субъект-объектное или же субъект – субъектное взаимодействие, имеет место такое «удвоение» реальности). Специфика информатизации выражается в характерных признаках информационной сферы на конкретном этапе исторического развития общества (информационная сфера есть особая область человеческой деятельности, связанная с рождением, распространением и ограничением информации. На протяжении всей истории человечества она оказывала непосредственное влияние на жизнь как всего общества, так и его отдельных представителей). Основными элементами информационной сферы, по нашему мнению, являются:

– воспринимающий субъект (его родовая сущность, интересы и потребности,

в том числе надындивидуальные, общественные);

– материальный мир (потенциальные источники сигналов);

– система средств и методов (технология и методология сбора, хранения,

передачи и интерпретации сведений, в том числе господствующие научные парадигмы и правила мышления – законы логики);

– результат общественной деятельности в информационной сфере (данные, информация, знание, идеология).

По-видимому, все содержательные части тесно взаимосвязаны и достаточно давно являются предметом рассмотрения многих классических отраслей науки. В том числе они в некоторой мере охватываются теорией научного познания, социальной философией и социальной психологией, психологией познавательных процессов, теорией передачи сигналов.

Современная трактовка информационного общества, по нашему мнению, характеризует его как общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека [5, с. 87].

В анализе процессов формирования информационного общества выделяются следующие контуры:

• Технологический: ключевой фактор – информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

• Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

• Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

• Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

• Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Методика проведения формирующего эксперимента
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента. Главная цель на этом этапе - проверка эффективности применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников. При поиске оптимальных методов и сре ...

Концепция "Воспитание петербуржца XXI века"
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Район, где ...

История развития системы дополнительного образования детей и подростков в России
Как социально - педагогическое явление учреждения дополнительного образования имеют историю, уходящую своими корнями в конец Х1Х - начало ХХ веков. За годы их формирования, становления и стабильной практической деятельности определилось их место в общем образовательно-воспитательном процессе, специ ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru