Философские и экономические проблемы информатизации общества

Страница 1

Движение к информационному обществу в мире – объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие мирового информационного пространства, взаимосвязанное функционирование мировых товарных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда.

Понятие «информационное общество» появилось во второй половине XX века и впервые было введено в оборот в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, где утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Существуют и иные подходы к определению информационного общества. Так, основатель и президент японского Института информационного общества Й. Масуда пишет: «Информационная эпоха, которую принесли с собой компьютерная технология и средства коммуникаций, не просто окажет большое социально-экономическое воздействие на современное индустриальное общество; она повлечет за собой общественные перемены такого масштаба, которые вызовут трансформацию современной системы в полностью новый тип человеческого общества, то есть в информационное общество» [2, с. 103].

Согласно авторскому определению, информатизация представляет собой процесс количественно-качественных изменений в системе «человек (общество) – сигналы окружающего мира», протекающий независимо от филогенетических преобразований строения и функций нервной системы, но имеющий культурные основания и имманентный развитию человечества в целом. Сигналы при этом понимаются как процессы, являющиеся потенциальным (и единственным) источником сведений. Источником сигналов выступает и сам человек (общество), единовременно являясь субъектом и объектом. Движущие силы информатизации заключены во внутренних противоречиях системы «человек – окружающий мир», а в предельно общем смысле «живая материя – окружающая среда». Вариативное, опосредованное психикой отражение, предполагающее соответствующие необходимые субъект – объектные отношения, является наиболее общей характеристикой этой системы (везде и всегда, где и когда происходит субъект-объектное или же субъект – субъектное взаимодействие, имеет место такое «удвоение» реальности). Специфика информатизации выражается в характерных признаках информационной сферы на конкретном этапе исторического развития общества (информационная сфера есть особая область человеческой деятельности, связанная с рождением, распространением и ограничением информации. На протяжении всей истории человечества она оказывала непосредственное влияние на жизнь как всего общества, так и его отдельных представителей). Основными элементами информационной сферы, по нашему мнению, являются:

– воспринимающий субъект (его родовая сущность, интересы и потребности,

в том числе надындивидуальные, общественные);

– материальный мир (потенциальные источники сигналов);

– система средств и методов (технология и методология сбора, хранения,

передачи и интерпретации сведений, в том числе господствующие научные парадигмы и правила мышления – законы логики);

– результат общественной деятельности в информационной сфере (данные, информация, знание, идеология).

По-видимому, все содержательные части тесно взаимосвязаны и достаточно давно являются предметом рассмотрения многих классических отраслей науки. В том числе они в некоторой мере охватываются теорией научного познания, социальной философией и социальной психологией, психологией познавательных процессов, теорией передачи сигналов.

Современная трактовка информационного общества, по нашему мнению, характеризует его как общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека [5, с. 87].

В анализе процессов формирования информационного общества выделяются следующие контуры:

• Технологический: ключевой фактор – информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

• Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

• Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

• Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

• Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

Страницы: 1 2 3


Читайте также:

Влияние творческих занятий по предмету «Человек и мир» на развитие младших школьников
Курс «Человек и мир» обладает богатыми возможностями для экологического, морального и эстетического воспитания школьников «Именно в начальной школе нужно воспитывать у детей не потребительские отношения к окружающему миру, а партнерские, которые дают возможность гармонического сосуществования челов ...

Профессионально-педагогическая культура учителя
Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является резул ...

Средства педагогического общения
Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия (А.А. Лобанов).М.И. Лисина считает, что средства общения это "… те операции, с помощью которых кажды ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru