В условиях развития информатизации общества происходят кардинальные изменения в процессе обучения и воспитания. Именно поэтому различные аспекты бурно развивающегося процесса информатизации образования в последние годы становятся объектами всё более пристального внимания со стороны не только научных работников: социологов, психологов, педагогов, но и воспитателей-практиков. По сути, информатизация должна носить всё более социальный характер и особую важность приобретает сегодня гуманистическая ориентация процесса информатизации образования.
Современному растущему человеку всё труднее войти в мир, помещающий человека на грань выживания, а учителю всё труднее осуществлять свою деятельность по социализации и воспитанию нравственных черт, соответствующих представлениям об общечеловеческих ценностях, что приводит нас к необходимости не только решения проблем адаптации, но и, возможно, построения новой системы воспитательной работы в школе, обусловленной необходимостью формирования нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, привычек, правил и норм поведения в условиях нового общества, опираясь на процесс его информатизации, влияющего на формирование информационного образа жизни.
Информатизация общества породила комплекс новых проблем, стоящих перед учёными и педагогами-практиками и требующих разработки методик осуществления воспитательной деятельности. Наряду с традиционными функциями: преобразующей, информационной, коммуникативной, организационной, демонстрационной, сегодня, в условиях нестабильного и неблагополучного социума, воспитательная деятельность школьного учителя приобретает и дополнительные функции, ранее свойственные коррекционной педагогике: функции адаптации и реабилитации, что дает возможность корректировать условия развития учащихся из разных социальных групп.
Появление и широкое распространение информационных и коммуникационных образовательных технологий, в том числе мультимедиа и Интернет позволяют использовать их в качестве средства общения, воспитания, интеграции учащегося в общество. Новые возможности открываются в области художественно-эстетического, экономического, политического и социального воспитания учащихся.
На современном этапе развития школьной информатики пришло понимание необходимости реализации интегрирующей, профессионально-ориентирующей, социализирующей, культуроформирующей функций дисциплины и решение задач социального воспитания. Решение частных задач воспитания нашло своё отражение во множестве авторских программ базового и профильного курсов информатики. Но, как правило, они ограничиваются воспитанием у учащихся нравственного отношения к информации, формировании установки на позитивную деятельность в информационном обществе, в духе недопустимости нарушения этических и нравственных норм работы с информацией. Таким образом, частично решая в курсе информатики одну из задач правового воспитания в аспекте применения средств ИКТ, мы забываем о решении других задач воспитания во всём комплексе проблем, связанных с информатизацией общества и её социальными последствиями. Налицо объективно сложившееся противоречие между острой необходимостью активизации работы в области социального воспитания в курсе информатики и ИКТ, информатизации воспитательного процесса на основе широкого применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и, фактически, отсутствием соответствующей методологии и соответствующих методик. Очевидно, что требуется переосмысление концепции курса школьной информатики и ИКТ с позиции системного решения задач социального воспитания; требуется активизация воспитательных возможностей курса информатики и ИКТ, а также разработка методик применения информационных и коммуникационных средств поддержки воспитательной работы в рамках единого информационного пространства школы.
Решение этой задачи возможно лишь на основе серьезных комплексных исследований психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, а также прогнозирования социальных последствий информатизации среднего образования.
Одна из сложностей проектирования продолжения образования по курсу информатики и ИКТ для конкретной старшей школы связана с существенной зависимостью его структуры и содержания от того уровня реализации этого курса, который был характерен для предыдущих ступеней образования. Очевидно, что именно это же обстоятельство будет определяющим и для школьника, который окажется в состоянии выбора. Кроме того, современное состояние информатики как школьной дисциплины не позволяет построить изучение таким образом, чтобы каждое теоретическое понятие и каждая прикладная технология изучались либо только в базовом курсе основной школе. Неизбежны возвраты и повторы (на более высоком уровне изучения). По этой причине курс информатики в старшей школе объективно тесно связан с курсом основной школы.
В силу указанных обстоятельств в данной главе при рассмотрении вопросов содержания и методики реализации целостного общеобразовательного курса информатики для старшей школы за основу взяты существенные школьные учебники информатики, претендующие на роль общеобразовательных и развивающих курс информатики основной школы.
Основные концептуальные положения, на основе которых выстраивается содержание базового общеобразовательного курса «Информатика ИКТ» для старшей школы:
– курс реализует продолжение базового курса информатики. Преемственность поддерживается на уровне общих содержательных линий, при опоре на знания и умения, полученные при изучении базового курса;
– курс не является узкоспециализированным. Основные цели курса – общеобразовательная и развивающая;
– технологические вопросы, имея в курсе должное отражение, не является его основой. Из технологических аспектов, в первую очередь, рассматриваются: технология работы с текстовой и графической информацией, технология хранения и поиска информации в базах данных, технология табличной обработки числовой информации;
– курс может быть построен как уровнево – дифференцированный, что соответствует требованиям современной школы и сделает его более «пластичным», гибким в реализации.
Объект исследования – обучение информатике и информационным и коммуникационным технологиям в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования – сущность и особенности обучения информатике и информационным и коммуникационным технологиям в средней школе в контексте расширения социального кругозора школьника.
Цель исследования – рассмотреть методические аспекты расширения социального кругозора школьника в процессе изучения модуля «Информационные ресурсы» на основе применения игровых технологий при обучении информатики.
Гипотеза исследования состоит в том, что:
1. В современных условиях социализация старшеклассников носит противоречивый характер, имеющий свои особенности, которые проявляются в усвоении специфических ценностных ориентации, социальных норм, стереотипов и навыков трудовой деятельности.
2. Процесс социализации старшеклассников осуществляется целым рядом социальных институтов – средства массовой информации и образование, семья, учреждения культуры и др.
3. Отсутствие единой государственной политики в отношении молодежи сдерживает формирование адекватных ориентиров в повседневной жизнедеятельности, затрудняет выработку адекватного социального поведения, способствует порой передаче ложных ценностей и убеждений.
4. Появление различных молодежных субкультур в рамках современной российской культуры влечет за собой зарождение различных вкусов, идей и ценностей в кругах молодежи (подростков-старшеклассников) и как следствие, является причиной распространения девиантного поведения среди юношества.
5. Грамотная социально-педагогическая работа, организация досуга старшеклассников обеспечат разрешение проблем социализации школьников.
Научно-практическая значимость работы состоит в выявлении социологической картины проблем социализации старшеклассников.
Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач исследования:
1. Рассмотреть философские и экономические проблемы информатизации общества;
2. Изучить психолого-педагогические основы расширения социального кругозора школьника в процессе изучения модуля «Информационные ресурсы»;
3. Раскрыть содержательный компонент обучения модулю «Информационные ресурсы» курса информатики и ИКТ в старшей школе
4. Рассмотреть игровые технологии использующие при обучении информатики.
Методологической основой явились труды следующих ученых: В.П. Беспалько, Г.А. Бордовского, Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, И.Н. Антипова, А.П. Ершова и др.
Читайте также:
Уровни изучения и уровни усвоения учебного материала
Уровень изучения учебного материала зависит от значимости его в дальнейшей практической деятельности по профессии. В ГОС по профессии включены три уровня: ознакомительный (узнавание); репродуктивный (воспроизведение по памяти); умений (применение, действие по образцу). Отечественный исследователь в ...
История развития системы дополнительного образования детей и подростков
в России
Как социально - педагогическое явление учреждения дополнительного образования имеют историю, уходящую своими корнями в конец Х1Х - начало ХХ веков. За годы их формирования, становления и стабильной практической деятельности определилось их место в общем образовательно-воспитательном процессе, специ ...
Психолого-физиологическая характеристика подростков
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологич ...