Содержательный компонент обучения модулю «Информационные ресурсы» курса информатики и ИКТ в старшей школе

Страница 1

Современное социально-экономическое положение России, изменение в политической жизни страны предъявляют новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. В современной педагогической практике наблюдается размытость воспитательных идеалов, эталонов поведения, рассогласование целей государства, общества и личности. Наиболее ярко эти тенденции проявляются в поиске путей успешной социализации школьников.

Большое внимание к проблеме социализации школьников уделялось в трудах Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, А.А. Реана и др.

В научной литературе работа по теоретическому уточнению процесса социализации еще не завершена.

Нередко используют такие понятия, как «социальное развитие личности», «социальная активность», «социальное воспитание», которые или дополняют друг друга, или используют разные теоретические основания.

Мы понимаем социализацию как формирование у школьников социальных норм и ценностей, установок, образцов поведения, в результате которого происходит развитие индивидуальных свойств личности школьника при организации его взаимодействия с окружающей средой и принятии им социального опыта [15, с. 88].

Компоненты социализации рассматриваются в работах разных исследователей: Т.В. Пташко, Н.Г. Бодровская и А.А. Реан, И. Персиянов, А.Я. Наин и др. Социализация представлена в содержательном (освоение социальных норм, формирование у личности социальных качеств и умений) и процессуальном аспектах (процесс воздействия на личность различных социальных факторов и институтов; активность самой личности в социальном самоопределении и самореализации) [15, с. 89].

Процесс социализации – важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Известно, что на становление личности подростка-старшеклассника, его жизненную позицию оказывают влияние многие социализирующие факторы, в том числе и средства массовой информации (сюда относят печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, систему Интернет), без которых современный мир немыслим. Поэтому особенно важно контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного рода информационными потоками получаемыми через средства массовой информации [8, с. 70].

В целом можно назвать важнейшие психологические факторы социализации старшеклассников:

· социально-психологические (характеризуют микросередовище школьников, его институты социализации, нормы, ценности; эффективные условия взаимодействия, взаимопонимание, восприятие людьми друг друга; механизмы влияния на личность, развитие ее потребности в общении и т.д.);

· психолого-педагогические и социально-педагогические (проявляются в избирательно-активном отношении старшеклассников к сфере общения, которая преобладает, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественных институтов, социально-нравственных ценностей и норм, которые представлены на микроуровне). При этом показателем результативности социализации старшеклассников в микросоциуме является новый характер самоопределения и сформированность их ценностных ориентаций, которые имеют тенденцию к приоритету поздравительных ценностей, ценностей материального благополучия и условий жизни.

По сравнению с ценностных преимуществами старшеклассников 70–80-х годов XX века, для современных учеников характерна смена содержания ценностных приоритетов, изменение понимания смысла определенных ценностей, количественных параметров представленности иерархической структуры. Относительно основных путей оптимизации процесса социализации современных старшеклассников, то ими могут быть:

· привлечение учащихся к специально организованному, ценностно – насыщенному учебно-воспитательному процессу;

· разъяснение старшеклассникам моделей социально одобрительно поведения, обеспечение их четкими жизненными ориентирами;

· осознание педагогами и родителями собственных индивидуально-типологических особенностей и реализация их в коммуникативной деятельности;

· формирование у учащихся мотивации достижения в учебной деятельности; коррекция коммуникативных деформаций у участников взаимодействия;

Страницы: 1 2 3 4


Читайте также:

Организация образовательного процесса
3.1 Самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с настоящим Уставом и лицензией. Обучение ведется на русском и татарском языках. 3.2 Образовательный процесс регламентируется учебным планом, разработанным и утвержденным ДДТ на основе примерных учебных планов и программ, курсов ...

Выявление стилей педагогического общения у учителей – предметников
Констатирующее исследование стилей педагогического общения тесно связано с формирующими процессами, проводимыми на диагностической основе. В исследовательской работе использовались следующие методы: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблематике. Наблюдение за ходом урока. ...

Педагогика для детей и для взрослых
У того, кто делает что-либо новое, должны быть ошибки, не надо бояться ошибиться. Неуспехи и трудности будят мысль. Дуралей тот, кто хочет, чтобы всегда было легко. Мудрец сказал: что приказывать другим легко, а вот научись-ка быть господином своих собственных мыслей и чувств. Что из того, что восп ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru