Психолого-педагогические основы формирования социального кругозора школьника в процессе изучения модуля «Информационные ресурсы»

Страница 1

В подростковом и раннем юношеском возрасте человек стремится понять себя и найти свое место в обществе. Ценности, ориентации на будущее, социальные интересы, притязания – это личностные характеристики, обеспечивающие активность подростка в разных сферах жизнедеятельности, и они же выступают механизмом вхождения развивающейся личности в социальную жизнь общества. В силу этого возрастает необходимость в осмыслении таких понятий, как жизненные перспективы, социальный кругозор.

«Социальный кругозор» – это определенная культурная установка, та область значений, которая отведена индивидуальному сознанию данной эпохой и культурной ситуацией [13, с. 19].

Термин «перспектива» имеет свои корни в латинском языке «perspicto» (ясно вижу) и трактуется как вид в даль, планы, виды на будущее.

В социально-психологических исследованиях, посвященных вопросам формирования у подрастающих поколений долговременной картины жизни в будущем, жизненная перспектива рассматривается, как сознание человеком прошлого и будущего; как образ потребного будущего, совокупность целей предстоящей жизнедеятельности личности; как идеальный образ основных целей и результатов жизни и деятельности каждого; как вариант жизненного плана индивида, своеобразные узловые события на его пути к будущему.

Именно жизненные перспективы и ориентации личности в социальном пространстве наиболее чувствительны к социальным изменениям. Для обозначения ориентации личности в социальном пространстве нами используется понятие «социальный кругозор», который позволяет зафиксировать диапазон, масштабы и другие показатели социальных ориентаций личности – социальные притязания, социальные идентификации, социальные предпочтения. Таким образом, жизненные перспективы выступают ценностно-смысловым и временным аспектом самоутверждения личности в подростковом возрасте, а социальный кругозор можно соотнести с пространственным аспектом самоутверждения, с тем, как личность выстраивает в своей активности социальные приоритеты, устанавливает отношения с различными социальными общностями и институтами [13, с. 20].

Изучение личности подростка в условиях социальных изменений в России важно в практическом плане, поскольку именно они через несколько лет станут активными участниками социальных, экономических и политических процессов в нашем обществе. Знание тенденций развития личности подростков создает предпосылки для разработки научно обоснованных социальных и педагогических проектов, в том числе на базе образовательных и воспитательных учреждений.

Новый характер отношений между человеком и обществом выдвинул и новые требования к результатам воспитательной деятельности школы как института социализации и среди них, в условиях модернизации образования, к работе педагогов по формированию жизненных перспектив у старшеклассников [13, с. 21].

Методы воспитания: понятие и классификация.

Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.

Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Методов воспитания чрезвычайно много. По некоторым скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот. Использовать отдельные методы, не сознавая при этом всей системы, применяемой на практике, – трудно. Систематизация методов также нужна для лучшего запоминания.

До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике.

социальный информатика школьник игровой

Таблица 1. Классификация методов по источникам передачи содержания

Группы методов

Виды методов

Источники передачи содержания

I группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа

Практические методы

Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

III группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Страницы: 1 2


Читайте также:

Организация и методика исследования
мышление дошкольник нарушение зрение На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме, было организованно и проведено исследование, цель которого – изучение особенностей мыслительных операций дошкольников с нарушением зрения. Гипотеза: У детей 5–6 лет с нарушением зрения имеются отлич ...

Разработанность аспектов проблемы в теории и практике воспитания на современном этапе работы группы продлённого дня
воспитанность урок школьник нравственный Проблема нравственного воспитания и формирования будущей личности прослеживается в работах многих опытных педагогов. По словам замечательного педагога В.А.Сухомлинского дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, творчества. Младший школьный во ...

Задачи и средства адаптивного физического воспитания
К общим задачам адаптивного физического воспитания в специальных коррекционных) школах III—IV видов относятся - воспитание гармонически развитого ребенка; - укрепление здоровья - воспитание волевых качеств - обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам - развитие физических качеств: быстр ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru