Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:
– методы формирования сознания;
– методы формирования поведения;
– методы формирования чувств и отношений.
Это тоже широко распространенная классификация.
Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно.
1. Сознание как знание и понимание – это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений [1].
2. Метод убеждения в воспитании – это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов [1].
Он является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов, которых в сознании учащегося, в его тезаурусе раньше не имелось, или для актуализации имеющихся знаний
Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях.
Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями школьника о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.
Методы организации деятельности и формирования поведения – это практические методы.
Человек – субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека. Более подробно остановимся на методе упражнений.
Метод упражнений – это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых, и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.
Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.
Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать – значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др. [1].
Таким образом, именно в ходе подросткового возраста происходит становление стержневых, избирательных интересов. Подростковый возраст характеризуется чрезвычайной деятельностью, практической ориентированностью, с одной стороны, и эмоциональностью, с другой стороны, вследствие чего активизацию познавательной деятельности целесообразно осуществлять на основе практических методов, опираясь на стремление подростков к углубленному самопознанию, связанное с эффектом «взрослости», на способность к адекватной самооценки, можно получить показатели активизации познавательного процесса школьников в сочетании с личностным самосовершенствованием. С такой постановкой проблемы тесно связан вопрос о развитии познавательной активности подростков.
Читайте также:
Развитие речи и речевая деятельность
речевой урок литература учащийся Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода, следующие направления: 1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно ...
Разработка факультативного курса "Параметры в геометрии". Пояснительная
записка
В настоящее время в математике все больше проникает далекие от нее отрасли. Без математических знаний не возможно понимание принципов устройства современной техники, природных явлений, анализ социальных политических экономических и других перемен. Прослеживается влияние математического образования ...
Разные подходы к проблеме адаптации
Период привыкания детей – неизменно сложная проблема, отмечает С. Теплюк. С ней сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Заботясь о здоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинские работники начали разрабатывать щадящие режимы со ...