История человеческой цивилизации свидетельствует о том, что общество всегда нуждалось и нуждается в людях, которые концентрируют в себе высокий интеллектуальный и творческий потенциал, неординарные аналитические способности. Они необходимы как эталон, как высший показатель, к которому следует стремиться. На протяжении длительного исторического развития в России бережно сохранялись и преумножались традиции образования, интеллектуальные и культурные ценности общества.
Еще в дореволюционной России, начиная со времен М. В. Ломоносова, открытия университетов в столицах – Москве и Санкт-Петербурге начали активно развиваться замечательные традиции российской науки, послужившие фундаментальной основой для воспитания в последующие годы многих поколений интеллектуалов. Интеллигент – интеллектуал дореволюционной России ассоциировался с человеком, обладающим разносторонними знаниями выше средней нормы, просвещенный, воспитанный, культурный, осознающий свою ответственность за судьбу страны. Эта часть общества взяла на себя роль хранителя, распространителя, и созидателя интеллектуального и творческого наследия. Благодаря совместным усилиям ученых, меценатов, благотворителей открывались институты, школы, библиотеки, музеи. Таким образом создавались условия не только условия не только для трансляции знаний, культурных, духовных ценностей, но и дальнейшего полноценного развития и функционирования социальной среды.
Эти благодатные просветительские традиции были продолжены и в советское время. Преодолевается безграмотность в стране, создаются культурные, образовательные, уникальные научные центры в самых разных географических точках страны (в Обнинске, Арзамасе, Новосибирске, Иркутске, в других населенных пунктах). Заслугой советской интеллигенции является ее «хождение в народ»: повышается интеллектуальный и культурный уровень в обществе, растет число специалистов с высшим образованием. Формируются новые научные направления, научные школы, увеличивается число высших учебных заведений, появляется новая плеяда интеллигентов – интеллектуалов, способных вдумчиво и аналитически решать серьезные проблемы дальнейшего развития. Высшее образование было в целом ориентировано на подготовку не просто высококлассных специалистов, но и на воспитание широко образованных людей, стремящихся к познанию нового, к саморазвитию, способных создавать новые знания и интеллектуальные ценности, и тем самым способствовать укреплению интеллектуальных традиций, накопленных разными школами, и распространению их в социуме.
Таким образом, постепенно формировалась интеллектуальная культура общества. В развитии цивилизации основными тремя источниками развития интеллектуальной сферы являлись ученые – интеллектуалы, образование, библиотеки. Снижение числа ученых в обществе, падение уровня образования, закрытие библиотек, – имевшее место в истории человечества в силу различных объективных и субъективных причин, – вели к застою, деградации, откату в развитии. Поэтому взаимодействие всех этих компонентов системы интеллектуального развития необходимо для нормального функционирования социума, распространения новых теорий, знаний, инноваций, технологий, обмена интеллектуальным опытом.
Сегодня большую роль в интеллектуализации общества во всем мире играют новые информационные технологии, бесспорно, расширяющие познавательные возможности человека. Формируемая новая информационная коммуникативная среда открывает разнообразные возможности для приращения интеллектуального капитала в социальном пространстве. Характерной чертой интерактивного информационного пространства является стремительный рост книг, газет и журналов, конференций, баз и банков данных, представленных на электронных носителях. Таким образом, на электронной основе сегодня формируется новая информационная новая информационная среда, в которой создаются принципиально иные, отличные от привычных нам, условия производства, распространения, восприятия и хранения информационных и интеллектуальных ресурсов, часть которых уже сегодня включена в оцифрованные коллекции электронных библиотек. И электронные библиотеки также, на равных правах с традиционными библиотеками, архивами, музеями, могут рассматриваться как часть интеллектуальной культуры общества.
В век мирового господства интернета и повсеместного развития международных глобализационных процессов в образовательной и научной средах укрепляются позиции открытого образования и возрастает роль электронных библиотек как средств международного обмена опытом и знаниями. Современные электронные коммуникативные средства, которые широко используются сферой образования (включающую традиционную, открытую и дистанционную формы обучения) и библиотеками в процессах трансляции информационных ресурсов и знаний, являются на сегодняшний день одним из важнейших составляющих в формировании интеллектуальной культуры информационного общества. Для эффективной интеллектуализации социума необходимо использовать опыт международной интеграции и дифференциации в развитии научных школ, науки в целом. Для построения общества знания важны объединенные усилия науки, бизнеса и государства, сочетание как государственного, так и корпоративного управления.
Читайте также:
Введение понятий дискретной случайной величины, вероятности с помощью задач
Задача1.Подбрасывают монету. Какова вероятность выпадания орла, решки? (,) -Как это проверить? Необходимо подбросить монету большое число раз. Допустим 1000, подсчитать сколько раз выпал орел. И это число разделить на 1000. Получится около . А если подкинуть монету 3 раза, и все три раза может выпа ...
Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам
Уровень профессионального мастерства преподавателя зачастую связывается с уроком. Именно урок является, в конечном счете, тем «произведением « в котором отражается его профессионализм, творчество. Урок как целостная система вбирает в себя все элементы процесса обучения. Поэтому в моделировании урок ...
История развития системы дополнительного образования детей и подростков
в России
Как социально - педагогическое явление учреждения дополнительного образования имеют историю, уходящую своими корнями в конец Х1Х - начало ХХ веков. За годы их формирования, становления и стабильной практической деятельности определилось их место в общем образовательно-воспитательном процессе, специ ...