Каждый педагог поставлен сегодня в условия поиска более эффективных методов и приемов обучения, которые бы помогли лучше изучать и анализировать каждого ребенка отдельно, как личность и детский коллектив в целом, раскрывать их возможности и особенности, выявлять творческий потенциал и создавать условия для его развития.
Творческая деятельность – это сложный процесс, который включает в себя психологическую подготовленность детей, их психическую активность и целенаправленную поисковую деятельность.
Одним из важных условий развития творческой активности дошкольников является наличие определенной суммы знаний, умений и навыков, без которых ребенок не может реализовать свой замысел, выразить чувства, передать впечатления в любом виде деятельности и, особенно, в художественной изобразительной. В этом плане мудрую мысль высказал датский композитор Н. Гаде: "Много ли проку в том, что вам есть что сказать, если вы не знаете, как это сделать?".
В развитии творческой активности дошкольников в целом и каждого ребенка в отдельности в разных видах деятельности необходимо разумное и квалифицированное руководство педагога.
Роль его на разных этапах работы с детьми в этом направлении не одинаковая:
– Активная, предполагающая прямое обучение и непосредственное участие педагога в этом процессе, когда дети только начинают приобретать знания, умения, когда их надо учить наблюдать и видеть, анализировать и обобщать увиденное, когда их надо вооружить необходимыми способами и приемами изображения, нетрадиционной техникой создания образов, познакомить с разными материалами и т. д.
– Менее активная, когда воспитатель направляет свои действия на активизацию опыта детей, на закрепление знаний, умений и навыков, на организацию поисковой деятельности. На этом этапе работы с детьми педагог использует неполный, частичный показ способов изображения, примерные, вариативные образцы.
– Опосредованная. Действия воспитателя направлены на создание условий, в которых бы дети могли самостоятельно реализовать свой замысел, выразить в изобразительной, декоративно-прикладной деятельности свои чувства, настроение, проявить интерес к тому или иному ее виду. Дети оказываются в ситуации поиска решений. Педагог, не осуществляя прямого руководства деятельностью детей, всячески способствует проявлению инициативы, творческой активности.
С каким бы этапом не была связана деятельность педагога, она должна быть построена так, чтобы каждый ребенок не чувствовал себя ограниченным рамками обязательного занятия и не ощущал постоянного авторитарного давления взрослого.
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если создать соответствующие условия для ее проявления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
Педагог вводит ребенка в мир красоты с помощью высокохудожественных и доступных детскому восприятию произведений: глиняные и деревянные игрушки, цветные иллюстрации к книгам и т.д. Важно, чтобы рассматривание художественного произведения было эмоциональным. Взрослый вместе с детьми любуется яркой расписной игрушкой, с интересом рассматривает иллюстрацию. При планировании работы по знакомству с декоративным искусством большое внимание обращается на средства художественной выразительности: яркость и красоту игрушки, основные цвета, форму частей и деталей. Знакомя детей с книжной графикой, воспитатель направляет их внимание на внешнее изображение: кто нарисован на картине, что делают персонажи, какие использованы цвета, основные и дополнительные детали; подчеркивается связь изображения с текстом.
Формирование у детей навыков изобразительной деятельности в раннем возрасте заключается, во-первых, в обучении действиям, специфичным для рисунка и лепки, во-вторых, в направлении внимания и усилий на создание графического и пластического образа. Задача педагога – подвести своих воспитанников к пониманию, что при помощи красок, карандаша можно изобразить множество вещей окружающего мира, помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка (мазок, линия) и основные цвета, способствовать развитию движений руки. Для рисования желательно подбирать такую тематику, чтобы она была интересной для каждого ребенка. Воспитатель планирует игры-занятия по рисованию, основанные на игровом сюжете, например «веселые кисточки» пляшут под веселую музыку, оставляя на елочках разноцветные огоньки, «грустный» дождик идет, капельки тихо падают на землю и т.д.
Читайте также:
Образование, как отрасль национальной экономики РФ
Необходимым условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевы ...
Правовое воспитание
В широкую сферу нравственного воспитания трудных подростков включается и правовое воспитание. Таких учащихся особое значение имеет реализация принципа неотвратимости наказания. Ни один проступок учащегося не должен пройти мимо внимания педагогического и ученического коллектива. Проводить правовой в ...
Общая характеристика иноязычного
лексикона
Ядром билилингвальной личности является иноязычный лексикон. Под термином «лексикон» А.А. Залевская понимает сложную систему многоярусных, многократно пересекающихся семантических полей, с помощью которых упорядочивается и хранится в более или менее полной готовности к употреблению в деятельности р ...