Модернизация всей системы образования должна обеспечить эффективное использование информационных ресурсов. Одним из таких ресурсов при самостоятельной работе учащихся девятого класса над итоговой презентацией по пройденной теме художественной культуры России является Интернет. Только с помощью новых средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно сделать прорыв в художественно-творческом развитии учащихся сельской школы, удаленной от художественных музеев. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать представления учащихся о картинах и творчестве великих художников. информация сеть презентация урок
Я работаю учителем изобразительного искусства в сельской малокомплектной школе. Наша школа имеет современный компьютерный класс с семью компьютерами, подключенными к высокоскоростному интернету. Это позволяет на уроках получать качественную информацию о художниках и их произведениях, несмотря на большую удаленность школы от городов и музеев. Конечно, как учитель, я имею дома большую библиотеку русского и зарубежного искусства, что и до появления в нашей школе компьютеров, позволяло мне создавать на уроках зрительный ряд из репродукций с картин изучаемых художников. Сегодня имеются хорошо иллюстрированные, грамотно составленные учебники по изобразительному искусству. Но весь этот дидактический материал предназначен для фронтальной демонстрации на уроке. А наша школа находится в поисках новых подходов к личностно-ориентированному образованию, нацеленному на раскрытие творческих способностей каждого ученика.
В девятом классе всего трое учащихся. После теоретической части темы «Серебряный век русской художественной культуры» минут за десять до конца урока предлагаю создать учащимся 2-3 слайда к презентации PowerPoint по пройденной теме с помощью Интернета. Учащиеся используют конспект урока, ищут в Интернете информацию об упомянутых художниках и их произведениях. Работа проводится индивидуально со скоростью, посильной каждому ученику. Использование поиска нужной информации в интернете позволяет существенно повысить интерес детей к изобразительному искусству, их активность, а, следовательно, и улучшить качество знаний учеников.
Например, в конце первого урока изучения новой темы создаются слайды к архитектуре серебряного века. Ребята с восторгом рассматривают старинные фотографии Ярославского вокзала в Москве (1903) в стиле модерн по проекту зодчего Ф.О. Шехтеля, здания Третьяковской галереи В.М. Васнецова в неорусском стиле. Виртуозно работает в Интернете Давыдова Настя: находит несколько старинных фотографий архитектуры, сохраняет их в папке «Мои рисунки», затем переносит их на слайды презентации. С моей подсказки задает им художественные форму и границы, рядом помещает пояснительный текст. Капустин Дмитрий успевает найти и поместить только фотографии и их названия. Его внимание больше сосредоточено на художественном оформлении слайда. Если Настя выбирает черный фон, то Дима нашел фон серого холста в строгой раме, на котором фотографии зданий смотрятся картинно и эстетично. Потаповой Марине поиск в Интернете дал менее качественные изображения, их пришлось поместить на слайды небольшими, а основной акцент сделать на заголовках и тексте.
Далее ребята в конце следующих двух уроков создали слайды о скульптуре и живописи рубежа XIX – XX веков и завершили практическую часть темы серебряного века в искусстве России. Их поразили скульптуры П.П. Трубецкого, А.С. Голубкиной, выполненных в импрессионистической манере. А сколько было радости от знакомства с картинами А.П. Рябушкина о русской старине, опоэтизированной художником. Святая Русь предстала перед учащимися, когда в интернете они отыскали произведения М.В. Нестерова. Не оставили ребят равнодушными гениальные портреты В.А. Серова «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Картина «Озеро. Русь» И. Левитана, вершина русского импрессионистического пейзажа, предстала перед изумленными учениками, словно они очутились летом на берегу озера в солнечный день с белыми облаками, деревенскими домами и огородами на противоположном берегу.
В целом при рефлексии проделанной поисковой работы были разобраны три разных по технике исполнения презентации. В результате ученики самостоятельно и в совместных усилиях решили проблему качественной визуализации искусства серебряного века, применив необходимые знания из лекции учителя и использовав информационные ресурсы Интернета, получили реальный и ощутимый результат в виде трех своих презентаций.
Читайте также:
Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении
коллективной творческой деятельности учащихся
Коллективное творчество – наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, о ...
Лидерские качества младшего школьника
«Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы». Эта цитата Ф. Кардэлла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В коллективные отношения впервые ребенок вступает в группе детского сада, именно в эт ...
Исторические
предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в т ...