Сфера образования в г. Иркутске традиционно считается затратной сферой. В разные периоды новейшей истории города предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить сферу образования в инвестиционную. Однако, по сути, экономический фундамент образования не создавал достаточной инфраструктуры для привлечения инвестиций.
С другой стороны, попытки прямого переноса рыночных экономических механизмов регулирования в сферу образования г. Иркутска оказывались зачастую неудачными в связи с тем, что эффект от вложенных инвестиций измерялась исключительно в денежном эквиваленте. Образовательное учреждение как окупаемый проект или проект, приносящий прибыль в денежном выражении, не стало массовым явлением.
Вместе с тем, отпечаток плановой экономики в сфере образования г. Иркутска таил в себе не только внешние эффекты уверенности, стабильности и предсказуемости. Неспособность экономических механизмов в сфере образования к обеспечению развития широкого спектра образовательных услуг привела к явной диспропорции между запросами горожан на образование и возможностями системы образования предоставить их, согласно заказу.
Наиболее ярко такие диспропорции прослеживались в дошкольном образовании г. Иркутска. В условиях демографического спада естественным образом произошла убыль дошкольных образовательных учреждений. Причем, количество имеющихся на сегодняшний день дошкольных образовательных учреждений города едва ли соответствует реальному спросу населения на образовательные услуги по образованию детей дошкольного возраста. Как ни парадоксально, но в условиях тотального дефицита мест в детских дошкольных учреждениях в г. Иркутске количество негосударственных образовательных учреждений дошкольного образования не росло. Отчасти это было связано с трудностями в получении необходимых документов для осуществления деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Одновременно отмечалось, что развития сети имеющихся муниципальных детских садов в городе не происходило. Консервирование имеющегося состояния иркутской сети дошкольных образовательных учреждений связано с отсутствием финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений как условия становления конкурентной среды на рынке образовательных услуг. Финансово-хозяйственная самостоятельность дошкольных учреждений в рамках организационно-правовой формы муниципального образовательного учреждения весьма ограничена.
В 2008г. в г. Иркутске было проведено социологическое исследование с целью выяснить, как относятся к предшкольной подготовке детей лица, наиболее заинтересованные в ее результатах: учителя и родители первоклассников, те, кто не просто пережил вместе с детьми опыт вхождения в школьную жизнь, а еще переживает и осмысливает его.
В анкетировании принимали участие родители выпускников детских садов 2008г., всего было опрошено 2808 родителей первоклассников, завершающих первый в своей жизни учебный год, и 386 учителей, которые вели эти классы.
Проблема, связанная с необходимостью подготовки детей к обучению в школе, в ответах респондентов находит практически однозначное решение: подготовка детей к обучению в школе нужна, в этом уверены 98,8% родителей и 99,5% учителей. Большинство опрошенных – 62,9% родителей и 59,1% учителей считают, что подготовка детей к обучению в школе не означает только общее развитие ребенка, необходимы специальные занятия.
По результатам опроса наиболее распространенной формой подготовки детей к обучению в школе является общеобразовательная подготовка в ДОУ, их выделяют 66,4% опрошенных родителей.
Вторые позиции занимают формы специальной подготовки, которые предполагают обучение ребенка по программе, содержащим элементы начального образования, их отметили 29,3% опрошенных. Причем в 17,6% случаев занятия в школе, с репетиторами и другие дополнительные формы подготовки детей были выбраны родителями обычных детских садов. Из числа родителей учащихся элитных школ таким формам специальной подготовки отдали предпочтение 58,6% опрошенных и лишь 19,3% родителей учащихся обычных школ, что подтверждает ведущую роль элитных школ в формировании спроса родителей на повышенный уровень подготовки ребенка к школе.
Читайте также:
Педагогика для детей и для взрослых
У того, кто делает что-либо новое, должны быть ошибки, не надо бояться ошибиться. Неуспехи и трудности будят мысль. Дуралей тот, кто хочет, чтобы всегда было легко. Мудрец сказал: что приказывать другим легко, а вот научись-ка быть господином своих собственных мыслей и чувств. Что из того, что восп ...
Реализация программы «Путешествие в Страну понимания» направленной на решение
проблем педагогической запущенности детей младшего школьного возраста
Наше практическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ №13 2010-2011г.Хилок Забайкальский край. Критериями выборки послужили сведения журнала успеваемости и посещаемости 2 класса, количество которого составляет 27детей. Был составлен паспорт класса, где был составлен мониторинг категории семей, ...
Экологическое воспитание неслышащего населения на примере Дома культуры
Всероссийского общества глухих г. Брянска
Адрес: 241011, г. Брянск, ул. Красноармейская, дом 13, Брянское отделение ОООИ ВОГ, код 8- 4832, т: 74-29-75, ф: 74-28-20. Ф.И.О. председателя: Бурмин Евгений Владимирович ОГРН: 1023200000780 Численность: 1564. 2 марта в Брянске прошел круглый стол на тему «Реализация прав инвалидов в Брянской обла ...