Прогнозирование развития любой централизованно управляемой сферы деятельности имеет смысл только в отношении к тем или иным управленческим шагам или инициативам.
Сегодня дошкольная психология и педагогика развития вплотную подошли к рубежу, за которым открываются существенные возможности дальнейшего продвижения. Для отечественной науки они связаны прежде всего с исследованиями личности, общения и предметного действия, которые проводятся в контексте более глубокого осмысления возрастной ритмики развития. Результаты проводимых исследований уже сегодня позволяют рассчитывать на ощутимое повышение эффективности дошкольного образовательного процесса при одновременном снижении тех негативных тенденций в сфере физического и душевного здоровья детей, которые наблюдаются в последнее время.
Аналитические материалы свидетельствуют о том, что в наиболее развитых странах раннее и дошкольное детство рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. В опубликованном в 1994 г. докладе сэра Кристофера Бола «Важность раннего обучения» от Королевского общества поощрения искусств, производства и торговли отмечается, что доклад посвящен «анализу той тяжелой цены, которую мы должны заплатить за отсутствие обещанного мадам Тэтчер в ее Белой Бумаге 1972 года раннего образования». Надо отметить, что в Объединенном Королевстве правительство не участвует в финансировании раннего образования (аналогично в Бельгии, Франции, Италии); в Австрии оно финансируется государством, локальными властями и родителями; в Дании — финансируется правительством, в Финляндии — правительством и локальными властями, родителями только на 10% от стоимости, аналогично в Германии и Швеции. Однако во всех странах Европы раннее образование является предметом национальной политики.
В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях". В соответствии с Законом РФ "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ (п.З.ст.5) государство "...гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования...". В течение более чем десяти лет отмечалось очевидное противоречие между Конституцией Российской Федерации, являющейся основным законом России, и Законом Российской Федерации "Об образовании" в части государственных гарантий прав граждан в области образования. Подобная юридическая коллизия порождала соответствующее отношение к дошкольному образованию со стороны чиновников всех уровней как к образованию необязательному (в отличие от общего образования), причем необязательному не с точки зрения того, что ребенок-дошкольник имеет право на получение образования, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в условиях семьи, а с точки зрения того, что органы власти не обязаны обеспечивать общедоступность дошкольных образовательных услуг.
Исследователи и практические работники в области дошкольного образования (Е.Н.Герасимова, О. Князева, Е.С. Комарова, М.Д. Маханева, Т.И. Оверчук, О.А. Сергеева, Н.А. Смирнова, Р.Б. Стеркина) отмечают, что, являясь первым звеном в системе непрерывного образования России, дошкольное образование за последние 10-15 лет претерпело наиболее значительные изменения. На 40% сократилась сеть дошкольных учреждений. Охват детей дошкольным образованием снизился с 72% до 52% [14].
Таким образом, несмотря на изменение законодательной базы, ситуацию в образовании в целом, а в дошкольном образовании особенно, в настоящее время можно охарактеризовать как кризисную. Любой кризис порождает острую необходимость в реформировании чего-либо. Согласно Федеральному закону "Об образовании" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 122 - ФЗ, решение стратегических проблем образования по-прежнему входит в компетенцию Российской Федерации.
Именно на федеральном уровне:
- формируется федеральная политика в области образования;
- регулируются правовые отношения в пределах своей компетенции;
- обеспечиваются государственные гарантии прав граждан в области образования;
- разрабатываются и реализуются федеральные целевые программы;
- разрабатываются и утверждаются типовые положения об образовательных учреждениях;
- устанавливается порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;
- устанавливается порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- устанавливаются федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;
- устанавливаются общие принципы финансирования образовательных услуг и т.д.
По сути дела, процессы, которые отнесены к муниципальному уровню управления образованием, могут быть охарактеризованы одним ключевым словом - осуществление. Рассмотрим, каковы основополагающие федеральные документы, формирующие государственную политику в области образования, в частности образования дошкольного. Это соответствующие разделы в Федеральных программах развития образования и развития воспитания в системе образования, Концепции модернизации российского образования до 2010 года, а также Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях и Временные (примерные требования) к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
Перечень указанных документов является достаточно скудным как в количественном, так и в качественном отношении (с точки зрения предлагаемых задач и мероприятий). Практическими работниками системы дошкольного образования все более ясно осознается, что так называемое реформирование дошкольного образования является фрагментарным, далеко не достаточным для реального изменения ситуации в дошкольном образовании к лучшему, повышения эффективности его системы.
С учетом вышесказанного, а также того, что в последние 10-15 лет произошла фактически тотальная "муниципализация" учреждений дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность), решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.
Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития.
Таким образом, проблема может быть сформулирована следующим образом: каковы организационно-управленческие условия, повышающие социально- экономическую эффективность функционирования и развития системы дошкольного образования. Проблема нашего исследования может быть отнесена в полной мере и к поисковым проблемам, при разрешении которых преобладают механизмы приобретения знаний, и к управленческим, при разрешении которых используются приобретенные знания и имеющийся, опыт.
Решение вышеназванной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в выявлении, обосновании и характеристике организационно-педагогических условий повышения эффективности системы дошкольного образования на региональном уровне.
Объект исследования: региональная и входящая в нее муниципальная система дошкольного образования.
Предмет исследования: пути стимулирования процессов функционирования и развития муниципальной системы дошкольного образования.
Гипотеза исследования состоит в том, что муниципальная система дошкольного образования будет эффективно функционировать и развиваться, если:
- обеспечивается перспективное программирование деятельности муниципальной системы дошкольного образования и осуществляется достаточное материально-техническое и финансовое обеспечение ее деятельности;
- создаются и функционируют муниципальные органы управления дошкольным образованием;
- формируется и совершенствуется нормативно-правовая база, стимулирующая развитие дошкольного образования города.
- социально-экономическая эффективность системы дошкольного образования города Иркутска недостаточна качественна.
Задачи исследования:
- выполнить теоретический анализ состояния проблемы повышения эффективности системы дошкольного образования;
- выявить и обосновать совокупность организационных условий повышения эффективности системы дошкольного образования;
- проанализировать социально-экономическую эффективность системы дошкольного образования города Иркутска и основные ее недостатки;
- разработать комплекс мер по повышению социально-экономической эффективности дошкольного образования в городе Иркутске.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- идеи, раскрывающие понятие эффективности применительно к системам образования (В.Г. Афанасьев, Т.С. Комарова, Е.П. Прохоров);
- научные положения, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей теории управления образовательными системами и развития образования (СБ. Баязитов, Е.П. Белозерцев, СВ. Гущина, И. Жуковский, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, В.П. Кузовлев, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, И.В. Павлова, М.М. Поташник, Т.Н. Шамова и др.);
- положения в области управления дошкольным образованием (В. Андреева, Л.А. Бахтурина, Л.Я. Барсукова, К.Ю. Белая, А.К. Бондаренко, Е.Н. Герасимова, Е.Ю. Демурова, Т.П. Колодяжная, Е.С. Комарова, Т.С Комарова, Т.Г. Назарова, А.И. Остроухова, Л.В. Поздняк, О.А. Сергеева, Р.Б. Стеркина, А.Н. Троян и др.);
- законодательные и нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области образования.
Методы исследования:
- теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, законодательных актов Российской Федерации в области дошкольного образования;
- изучение статистических данных по проблеме диссертационного исследования;
- метод включенного наблюдения за развитием муниципальной системы дошкольного образования;
- мониторинг состояния муниципальной системы дошкольного образования;
- ретроспективный анализ собственной управленческой деятельности;
- сравнительный анализ структур муниципальных органов управления дошкольным образованием, а также нормативно-правовой базы в сфере дошкольного образования органов управления образованием различных уровней и территорий;
- проектирование и прогнозирование;
- количественный и качественный анализ полученных результатов.
Читайте также:
Иерархия потребностной структуры ребенка в условиях социализации
Не одно десятилетие ученые и практики бились над положительным решением этой серьезной проблемы. Данные научных исследований в психологии раннего детства последних лет дали богатый материал, помогающие переосмыслить многие положения этой проблемы. Опыт практиков описывающих поведение детей в этот п ...
Комментирование в
условиях школы с нерусским языком обучения
Специфика изучения русской литературы в национальной школе обуславливает своеобразие в методах и приёмах преподавания. Освоение художественного, нравственно-этического богатства русской литературы в национальной школе сопряжено со значительными трудностями, которые связаны, с одной стороны, со слов ...
Педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном
языке в начальной школе
Исходя из вышеперечисленных особенностей психических процессов учащихся младшего школьного возраста, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе. 1. Практическая направленность процесса обучения: формулирование конкрет ...