Иерархия потребностной структуры ребенка в условиях социализации

Современное образование » Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении » Иерархия потребностной структуры ребенка в условиях социализации

Не одно десятилетие ученые и практики бились над положительным решением этой серьезной проблемы. Данные научных исследований в психологии раннего детства последних лет дали богатый материал, помогающие переосмыслить многие положения этой проблемы. Опыт практиков описывающих поведение детей в этот период, также свидетельствует о том, что следует по - новому выстроить всю систему жизнеобеспечения малышей, создать четкую систему иерархии потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации. Ее рассмотрела в своих работах Теплюк С.

1 ступень – ребенок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешного развития будущей личности. Пытаясь создавать благоприятные условия в период привыкания малыша, мы в первую очередь не имеем права отрывать ребенка от матери, расшатывая основу иерархической лестницы его потребностной структуры.

2 ступень – расширяющиеся связи ребенка с другими взрослыми. Вначале эти связи ограничены рамками семейных отношений. Круг общения с взрослыми постепенно расширяется за счет взрослых из ближайшего окружения. Со временем в круг знакомых начинают вписываться и продавец ближайшего магазина, и гуляющая с собачкой бабушка. Особо следует отметить, как ребенок начинает воспринимать того или иного взрослого, механизм этого процесса. Как показали исследования психологов, восприятие ребенком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца. Улыбается мама, встретив на улице свою знакомую, - малыш тут же, как ее отражение, улыбается тете и даже может вступить с нею в контакт. Настороженна мама – он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любого общения. Такая оценка взрослого ребенком происходит почти мгновенно и стойко удерживается довольно долгое время. Исходя из этого следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребенка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение к которому со стороны мамы поможет ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого.

Теперь с помощью мамы и воспитателя ребенок сам переходит на 3 ступень: начинает проявлять интерес к объектам и предметам ближайшего окружения. Обеспечив надежный тыл в лице всех взрослых, малыш с их помощью переходит к детальному знакомству с объектами, предметами ближайшего окружения, с расположением и назначением каждого из подсобных помещений. Сначала с помощью взрослых, а потом и самостоятельно он начинает передвигаться в незнакомом пространстве, менять свое место за столом, с интересом заниматься игровым материалом, не обращая пока особого внимания на других детей. Психологи отмечают, что для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников. Отметив понравившуюся игрушку , малыш все свое внимание обращает только на нее, не замечая ничего и никого вокруг, стремится завладеть ее и искренне удивляется встретив сопротивление хозяина этого сокровища. Отсюда и постоянные конфликты из – за игрушек.

Сверстники малышу пока неинтересны. Игровой опыт каждого из них одинаково мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них малыш получить пока не может. Вполне резонно, что на иерархической лестнице отношения « ребенок + дети» занимают последнюю – 4 ступень. Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками – одна из серьезных задач воспитательного процесса.

Теплюк С. отмечает, что, не владея информацией об иерархии потребностной структуры малышей, мы невольно совершаем ряд грубейших ошибок. Для того, чтобы малыш улыбался в период адаптации нужны слаженные действия заинтересованных в этом процессе взрослых – родителей и всех сотрудников дошкольного учреждения.

Она утверждает, что проблема адаптации – это проблема родителей, но никак не персонала групп, как у нас принято считать. Задача родителей – правильно подготовить ребенка к поступлению в ДОУ, всячески поддерживать, поощрять его в период адаптации. Задача воспитателей – помочь родителям легко адаптировать малышей.


Читайте также:

Цель педагога
Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка, воспитывать такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Поэтом ...

Цели и содержание обучения
Цели образования выполняют системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора целей в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения и воспитания. Останавливаясь на тех или иных методах обучения, мы фактически отвечаем на вопрос, для чего учить. Форму ...

Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся
Понятие «самостоятельная работа» имеет не одно смысловое значение. Для одних – это форма и метод организации учения, в которой представлена деятельность учителя и деятельность учащихся, для других – специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих – только деятельно ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru