Политехнизм – (от греч. poly - много и techne – искусство) - это система обучения, при которой обучаемые теоретически и практически знакомятся с главными отраслями производства[13, с. 24].
Политехническое образование в школе, одна из важнейших составных частей воспитания, предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основными научными принципами современного производства и особенностями общественных и производственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формирование трудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся, способствует сознательному выбору трудового пути, создаёт основу, фундамент последующей профессиональной подготовки.
Содержание политехнического образования включает в себя общую теорию трудовой деятельности в сфере современной техники. В средней школе в процессе политехнического образования должны изучаться основные положения этой теории. Необходимость этого обусловливается тем, что предметом научного исследования в области трудовой деятельности становится не только сама по себе техника и человек как субъект производства, но и согласование его физических и психических возможностей, эстетических вкусов и других социальных качеств со свойствами современных технических систем.
Наряду с формированием общей теории трудовой деятельности идет процесс становления общей теории техники как фундаментальной науки. Возникновение этой теории обусловлено глобальным проникновением науки в производство, превращением ее в непосредственную производственную силу и той ролью техники, которую она играет сейчас в создании «второй природы». Техника и технология в системе «природа – общество» выражают закономерные отношения, соответствующие определенному уровню развития самого общества, его знаний о природе, степени овладения ею, а значит вовлечение естественных, природных закономерностей в социальный контекст, в систему социальных закономерностей.
Технические науки в этом случае являются науками об общих естественных закономерностях в их сочетании применительно к ноосфере, т. е. С учетом социальных закономерностей.«Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений»( К. Маркс., Ф. Энгельс, соч. т. 23, с 383)
Функциональная природа политехнических знаний дает основание рассматривать политехническое образование как сторону не только общего но и профессионального образования. Вследствие этого содержание рассматриваемого образования в школе может быть задано наличием в различных звеньях учебно- воспитательного процесса научных законов, понятий, выполняющих при определенных условиях политехническую функцию, а также специального учебного предмета, раскрывающего основные положения общей теории трудовой деятельности, общей теории техники, а также принципы действия предельно общих объектов труда, таких, как компьютеры, микропроцессоры и др. кроме того, содержание политехнических знаний обусловлено методами, организационными формами учебно-воспитательного процесса школы.
В наши дни, благодаря исследованиям П. Р. Атутова, С.Я. Батышева, М.Н. Скаткина, П.И. Ставского, С.А. Шапоринского, М.Г. Хитряна, Д.А. Эпштейна и др., определилось признание функциональной природы знаний и умений. Функциональный подход к получаемым школьником знаниям и умениям существенно усиливает личностный аспект политехнического развития личности как способность переноса знаний и умений из одной ситуации в другую, движение от частного к общему, от факта к закономерности и обратно, определяет предмет политехнического обучения. Этим предметом должны быть политехнические знания и умения в силу выше указанных особенностей.
Читайте также:
Особенности формирования лексических навыков учащихся 7
классов средней полной общеобразовательной школы
Роль лексики в процессе изучения иностранного языка велика – именно лексикой передается непосредственный предмет мысли, поэтому она проникает во все сферы жизни, помогая тем самым отразить не только реальную действительность, но и воображаемую. Невозможно создать прочную языковую базу у школьников ...
Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества знаний
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деяте ...
Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность – переход от детства к взрослости. К подростковому возрасту относят шко ...