Новые программы по трудовому обучению ориентировали школу на то, чтобы сформировать у учащихся устойчивый интерес к определённой сфере профессиональной деятельности и подвести их вплотную к овладению конкретной профессией. Обучение мальчиков и девочек было отдельным и осуществлялось в школьных мастерских, в межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК), в учебных цехах предприятий, в ученических производственных бригадах и т.д. В VII классе в рамках предмета “Трудовое профессиональное обучение” вводится курс “Основы производства. Выбор профессии”. В школах была создана неплохая учебно-материальная база трудового обучения[29, с. 38].
Важным направлением совершенствования трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся стало создание межшкольных УПК (учебно-производственных комбинатов). Девушек в них готовили по разным профилям: швейному делу, вышивке ручной и машинной, вязанию ручному и на вязальных машинах, торговле и бытовому обслуживанию, делопроизводству и др.
Разработанная в “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” программа развёртывания трудового обучения и повышения его качества (1984г.) была направлена на осуществление тесной взаимосвязи изучения основ наук с непосредственным участием школьников в производительном труде. Она была рассчитана до 1995 года, что давало возможность постепенного введения новых учебных программ во всех школах страны, укрепления материально-технической базы трудового обучения, увеличение состава преподавателей, усиление работы по профориентации. Часовая нагрузка предмета “трудовое обучение девочек” составляла 3 часа в неделю. С 1993 г. в общеобразовательных школах Российской Федерации внедряется образовательная область “Технология”. Это интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания и призванная решать такие важные задачи, как приобретение учащимися общетрудовых, политехнических, специальных знаний и умений, технологической культуры и трудового опыта, создание условий для личностной и общественно значимой реализации уже в школе осваиваемых основ наук, развитие творческих способностей, формирование трудолюбия, готовности к выбору профессии и т.д.
Новым проектом образовательного стандарта для общеобразовательной школы (2000г.) предусмотрено изучение предмета “Трудовое обучение” (девочек) в образовательной области “Технология” с 5 по 9 классы (2 часа в неделю). Новым вариантом не предусмотрено обязательное изучение образовательной области “Технология” на старшей ступени общеобразовательной школы.
Среди различных долгосрочных стратегических программ, определяющих направления развития и модернизацию социальной сферы государства, особое место занимает Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Концепция направлена на достижение нового качества образования и предусматривает профильное обучение на старшей ступени и предпрофильное обучение в 9-х классах общеобразовательной школы. Сущность Концепции заключается в создании “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”. Предпрофильная подготовка на второй ступени общего образования предполагает введение элективных курсов по выбору, которые реализуются за счёт школьного компонента учебного плана. В соответствии с изменениями содержания предмета “трудовое обучение (девочек)” возникает проблема разработки программ элективных курсов, учебно-методического и дидактического обеспечения.
Читайте также:
Основные направления словарной работы в начальной школе
Методика развития речи на лексическом уровне предусматривает четыре основные направления: 1. Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ...
Контроль знаний учащихся как основной элемент оценки качества знаний
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе и путем оценки письменных работ. Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деяте ...
Система лексических упражнений
1. Здесь можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Однако важно помнить о том, что определение и есть исходный контекст употребления слова, его первичное окружение. Так, например, давая дефиниции к слову «стол», можно просто сказать: «Это то, за чем люди сидят во время еды», но можно и ...