Современная школа может и должна способствовать процессу обновления общества.
В основу реформирования образования положены приоритеты гуманизации и гуманитаризации. В центре системы образования – человек, стремление к целостной картине мира, культуры, к формированию системного мышления.
Гуманизация образования сегодня – одно из главных средств восполнения духовного вакуума, один из основных источников формирования социальной идеологии. Поэтому особенно важно в этих условиях развивать художественно-творческие способности. Проблема художественно-творческого воспитания не является новой для отечественной и зарубежной педагогической науки и практики.
В первой половине 60-х годов возникает необходимость объяснения закономерностей художественной деятельности человека.
В 1974 году выходит книга М.С. Кагана «Человеческая деятельность», в которой автор обратил внимание на то, что художественная деятельность человека не есть удвоение какой-либо другой деятельности, что цель искусства – это передача из поколения в поколение того, чего человек не получает от рождения в генотипе.
В 70-е годы появляются статьи А.С. Арсеньева, в которых обсуждаются проблемы науки и нравственности, гуманитарных и естественнонаучных знаний. Наука видит мир, как систему отношений вещей, как чистый объект без субъекта. Её цель – устранить из результата познания все субъективное. Научно-теоретическое отношение к миру односторонне и не полно. Оно рассматривает мир как мир вещей. Следовательно, освоение учеником преподаваемого предмета выступает как овладение знаниями, умениями, навыками, независимо от индивидуальности ученика.
В конце 70-х годов Академия Педагогических наук активно занимается изучением межпредметных связей в преподавании искусства в школе. Появляется целый ряд исследований по этой проблеме. В них отмечается, что к семилетнему возрасту у детей достаточно развита внутренняя психологическая, активность, способность к живому обмену чувствами и выражению собственного видения мира. Таким образом, кажется, есть все основания ожидать, что в школьном возрасте художественная деятельность ребенка начнет развиваться особенно бурно. Но на самом деле зачастую происходит обратное. Как показывает практика, к 10–13 годам творческий потенциал школьников резко падает, снижается острота восприятия произведений искусства.
В начале 80-х годов известные ученые и преподаватели высшей школы пытаются дать систематизированный свод знаний учителю о проблемах эстетической культуры и эстетического воспитания. Была поставлена задача эстетического воспитания школьников через все учебные предметы, через единство учебной и внеучебной деятельности.
Вопросы решаются не только на теоретическом уровне но наука все больше связывает свою деятельность с практикой работы школы. Появляются конкретные программы, методические рекомендации по преподаванию предметов художественно-эстетического цикла.
На рубеже 80-х – начала 90-х годов научная мысль пытается философски осмыслить феномен художественно-творческого воспитания человека в зеркале культуры и образования, роль художественной культуры в деле гуманизации образования. Так члены секции «Проблемы формирования человека» Московского отделения Философского общества России подготовили сборник научных трудов «Человек в зеркале культуры и образования» (М., 1989). Привлекает внимание статья А.Г. Спиркина. Он отмечает, что разделение философской науки на несколько дисциплин не способствует взаимосвязи теоретических исследований человека, культуры с исследованиями процессов художественного творчества. И.А. Бирич дает попытку показать уникальную роль искусства в становлении и развитии человека с новым уровнем сознания.
Педагогическим технологиям и конкретным методикам художественного образования и эстетического воспитания посвящен сборник научных трудов «Искусство в школе» (М., 1990). Так Г.Н. Кудина обращает внимание на эстетическое прочтение художественного текста: прочтение его как содержательной, выразительной формы; заочный диалог с автором; понимание его точки зрения; собеседование с ним. Гуманитарная мысль – это всегда диалог. Только в процессе диалога возможно постижение субъективного мира.
М.М. Бахтин в конце 30-х – нач. 40-х годов писал: «Точные науки – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект – познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Но субъект, как таковой, не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим».
Один из последних сборников научно – методических статей вышел под редакцией Л.В. Богомоловой.
Читайте также:
Рекомендации по анализу учебного предмета и выделению учебных
элементов
Следует учитывать, что важным моментом в описании целей обучения является анализ самих объектов деятельности специалиста, названных нами учебными элементами (УЭ). Именно ими очерчивается и гарантируется область возможной деятельности в структуре учебного предмета или системы учебных предметов. Под ...
Проблемы формирования гуманистической направленности в
психолого-педагогической литературе
Система ценностей гуманизма во многом имеет историческую природу. Их содержание менялось от эпохи к эпохе, т. е. гуманизм с точки зрения ценностей исторически конкретен. Так, в 15 — 16-м веках это были ценности, характерные для идеологии буржуазии: свобода человеческой личности, право человека на н ...
Описание опыта использования компьютерных технологий
учителями-практиками
Следует заметить, что использование информационных технологий во многом помогает в работе учителя. На сегодняшний день информационные технологии используются практически а каждом уроке. Для примера приведем слова Шутовой Оксаны Георгиевны - учителя начальных классов, которая говорит: "Использо ...