Определение категорий исследуемой проблемы

Страница 1

В

данном параграфе рассматриваются понятия «способности», «творчество», «творческие способности», «художественно-творческие способности», которые позволят понять суть проблемы и выделить задачи её решения, также выявляются психолого-педагогические условия эффективного развития художественно-творческих способностей старшеклассников на уроках истории. Обосновано значение творческих способностей для самостоятельного приобретения школьниками знаний, обогащения их опыта, непрерывного образования.

Чтобы определить содержание понятия художественно-творческие способности старшеклассников, следует рассмотреть значение терминов творчество, способность, творческие способности, творческая личность.

Творчество, по единому мнению ученых, всегда связано с внесением в деятельность элементов нового, с открытием, рождением нового. Однако до сих пор среди психологов нет единого мнения в определении творчества. Творчество рассматривают как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания.

Сущность понятия «творчество» рассматривается в философской и психолого-педагогической литературе в двух смыслах. В широком смысле творчество воспринимается как атрибут материи, творчество природы. В узком плане творчество выступает как атрибут общественной жизни, как психический акт, как высшая форма деятельности. В философском словаре «творчество» определяется, как «возникшая в труде способность человека из доставленного действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям».

Толковый словарь И.Е. Ожегова дает следующее определение: «Творчество – деятельность психически ценная, духовно развивающая субъекта, которая имеет ряд творческих способностей, ряд мотивационно-смысловых и эмоционально-волевых качеств личности, результатом которых является открытие новых, оригинальных идей и общественных ценностей».

В педагогической энциклопедии значится «Творчество – высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека. Это потребность что-то изменить, усовершенствовать, внести новое, оригинальное».

В исследованиях Д.Б. Богоявленской составляющими творчества выступают: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов); Любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); способность к разработке гипотезы; «иррелевантность» (логическая независимость реакции от стимула); фантастичность (полная оторванность результата от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Особый интерес представляет концепция Н.А. Бердяева, этические, религиозные и философские идеи которого в контексте личностно-ориентированной педагогики являются наиболее актуальными.

Стоя на позициях бессознательного, Н.А. Бердяев понимал творческий процесс, как раскрытие бесконечного, полет в бесконечность… Цель творчества, по Бердяеву, – «не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, обращенность к преображению мира, к новому небу и новой земле».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Методика изучения квадратных уравнений
С началом изучения систематического курса алгебры основное внимание уделяется способам решения квадратных уравнений, которые становятся специальным объектом изучения. Для изучения данной темы по программе для общеобразовательных учреждений отводится 26 часов [8, 151]. Основная цель - выработать уме ...

Содержание программы
Мир КрасЭйр – это мир путешествий, мир без границ. Детский лагерь «Аэродром перспектив» позволяет его участникам совершать такие путешествия, которые затем помогут им свободно ориентироваться и перемещаться в реальной жизни. Программа является уникальной разработкой, которая способна сочетать в себ ...

Дидактические принципы организации самостоятельной работы учащихся
На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Под системой самостоятельных работ понимают, прежд ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru