Концепция творчества в философском наследии М.М. Бахтина понимается как «единство (развивающейся) идеи на разных этапах развития». При таком подходе создается возможность для сотворчества. По мнению М.М. Бахтина, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения.
Данное понимание творческого развития связано с определенным толкованием культуры, при котором этапы формирования личности понимаются не только как снимающие друг друга в прогрессивном развитии, но и как существующие одновременно и вступающие в диалог друг с другом.
Основные положения теории творчества, изложенной в трудах М.М. Бахтина, актуализированы и разработаны в 70-е годы B.C. Библером и С.Ю. Кургановым в авторской концепции Школы диалога культур. Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое.
Наиболее полное общее определение понятия творчества, по нашему мнению, раскрыто Я.А. Пономаревым в его исследовании. «Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм».
Творчество, по данному определению, не является равнозначным понятию «развитие», согласно утверждению ЯЛ. Пономарева «всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития».
В.И Андреев считает, что «творчество имеет два вектора – один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой – на самого человека, на самосозидание». Среди основополагающих признаков творчества он выделяет:
а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме – это не творчество, а варварство);
в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
г) наличие субъективных личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности (предпосылок личности);
д) новизна и оригинальность процессов и результатов.
По утверждению В.И. Андреева, при исключении хотя бы одного из характеризующих компонентов творческая деятельность «либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой». «Творчество, по В.И. Андрееву, один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью».
В.А. Моляко отмечает: «Творчество, важно само по себе как создание нового, оригинального, важно так же и как стимулятор деятельности, способствующей развитию познавательной сферы и развитию личности в целом».
Для нашего исследования важным является рассмотрение творчества как дающей нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью наиболее активной формы деятельности человека, «деятельности, порождается, оригинальностью, уникальностью».
Читайте также:
Анатомо-физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I-IV классы). Педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитывается анатомо-физиологические особенности детей и подростков, периоды развития, для которых характерна наи ...
Структура и общая характеристика учреждения дополнительного образования
детей и подростков дворца творчества юных
Организационная структура ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»: Структурные подразделения, обеспечивающие функционирование Учреждения 1- Инженерно-хозяйственные службы 2- Бухгалтерская служба 3- Отдел кадров 4- Организационно-правовой отдел 5- Канцелярия Структурные подразделения по поддержке и развитию единого обра ...
Основные теоретические направления в исследованиях операций мыслительной
деятельности
Современными психологами справедливо отмечается тот факт, что в умственной деятельности человека чувственные представления играют второстепенную роль. Если мы зададимся вопросом о том, как протекает наша мыслительная деятельность, если мы вглядимся в её внутреннюю структуру, то мы без труда убедимс ...