Определение категорий исследуемой проблемы

Страница 5

Проблема развития творческих способностей сложна, многогранна, универсальна по своему характеру. Ее решение ведется представителями разных наук: философами и искусствоведами, психологами и физиологами, педагогами и методистами. Тем или иным аспектам рассматриваемой проблемы посвящено немало работ известных ученых (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, Б.Ф. Ломов, О.И. Никифорова, В.П. Полонский, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.).

Дж. Гилфордом была предложена трехмерная модель структуры интеллекта. В ней способности адекватны таким психическим процессам и умениями человека, как память, дивергентная и конвергентная продуктивность, оценивание. Одно из значительных его достижений связано с разведением понятий дивергентного и конвергентного мышления. Выделение двух типов мыслительных операций (конвергенция и дивергенция) позволило ему сформулировать концепцию креативности как познавательной творческой способности, согласно которой основой креативности, или общей творческой способности, являются операции мышления: дивергенция, преобразование и выражение отношения между чем-либо. Дивергенция определяется как тип мышления, идущего в разных направлениях, допускающий варьирование путей решения проблемы, что может приводить к неожиданным результатам и выводам. Автором были выделены параметры способности к творчеству, основными из которых он называет генерирование большого числа идей, гибкость мышления, проявляющую себя в способности к продуцированию разнообразных идей, и оригинальность как способность отвечать на раздражители нестандартно.

Способность к творчеству рассматривается на индивидуально-личностном уровне как общеличностное свойство. В последние годы набирает силу идея, заключающаяся в том, что способность к творчеству является не просто отдельной чертой мышления, чертой высокоразвитого интеллекта, не только способностью к осуществлению какой-либо специальной деятельности, а выступает сложным интегративным личностным образованием, обеспечивающим человеку творческий уровень осуществления жизнедеятельности.

Значимым является разработанная А.М. Матюшкиным концепция творческой одаренности. Автор считает, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Он предложил синтетическую структуру творческой одаренности, в которой основными структурными компонентами являются: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, возможность достижения оригинальных, нестандартных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.

Попытка определить с позиций целостного подхода сущность человека как проявление его творческих начал во всех сферах жизнедеятельности была предпринята В.И. Пархоменко. Ученый раскрывает содержание понятия «творческая личность» – личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию, основными компонентами которой являются:

- творческая направленность – мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личностно и общественно значимые результаты и т.д.;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Пакет школьных методик
В арсенале современного школьного педагога богатые и разнообразные методики научного исследования – педагогические, психологические, социологические, этические… В последнее время они стали доступны, особенно с введением в школу психологической службы. И воспитатель должен их осваивать, максимально ...

Методика преодоления темпо – ритмических нарушений
Логопедические занятия, направленные на преодоление темпо-ритмических нарушений мы проводилт по методике В.И.Селиверстова. Эта методика подходит для данных условий, так как рассчитана на лечение заикающихся дошкольников в специальных медицинских учреждениях. Также данная методика рассчитана на срав ...

Психолого-педагогический анализ проблемы: возможность использовать в работе с детьми нетрадиционных материалов и технологий «роспись по ткани»
Исследуя психологическую, педагогическую, искусствоведческую, методическую литературу нами было установлено: что во многих источниках достаточно основательно раскрывается технология «росписи по ткани» которую сможет освоит любой взрослый человек. Так, А.В. Загребаева описывает самые распространенны ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru