В
первой главе нашего исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения, а также разработана структура процесса развития творческих способностей. Способы оценки результатов проведенного исследования, лежащие в основе предлагаемых диагностических методик, строились нами, исходя из теоретической концепции диссертации.
Теоретическое осмысление проблемы привело нас к следующим предположениям, требующим экспериментальной проверки:
Развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории окажется более эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
· включение учащихся и педагогов на уроках истории в совместную художественно-творческую деятельность, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, и управление этим процессом;
· использование активных средств, форм и методов обучения и воспитания;
· создание творческой среды;
При этом целью опытно-экспериментальной работы является:
1. выявление уровня сформированности у учащихся художественно-творческих способностей на начальном этапе диагностики;
2. формирование художественно-творческих способностей в процессе обучения истории;
3. анализ эффективности используемых форм и методов обучения истории для развития художественно-творческих способностей.
Исходя из данных целей на этапе опытно-экспериментальной работы, были определены задачи:
1. Определить основные критерии сформированности художественно-творческих способностей старшеклассников.
2. Проверить эффективность педагогических условий технологии развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории.
Методы:
· Наблюдение
· Беседа с учителями и учащимися
· Анкетирование
· Анализ продуктов деятельности учащихся
Гипотеза нашего исследования была сформулирована следующим образом: развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории окажется более эффективным, если реализовать следующие пстхолого-педагогические условия:
· включение учащихся и педагогов на уроках истории в совместную художественно-творческую деятельность, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, и управление этим процессом;
· использование активных средств, форм и методов обучения и воспитания;
· создание творческой среды;
· разработка критериев эффективности развития творческих способностей учащихся;
· проведение совместной работы школы и семьи по стимулированию творческих способностей детей.
Анализ психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта позволил нам выделить критерии эффективного развития художественно-творческих способностей. Наряду со знаниями, умениями и навыками мы учитывали более глубинные, а следовательно, и более надежные критерии: изменение качеств ума (самостоятельность, гибкость и оригинальность), общее развитие, ориентации на личностно и социально значимые ценности.
Мы руководствовались критериями творческой деятельности, апробированными в педагогике и психологии: увлеченность свободно избранной деятельностью; развитие творческого мышления, способного отказаться от шаблонного решения в поисках оригинального решения; способность самостимулирования, самоорганизации и самоопределения в решении творческой задачи; результаты художественного творчества в виде изделий, художественных поделок, актерских ролей, хорового и вокально-инструментального исполнения, танцев, интересного доклада, выступления, реферата.
Критерии и уровневые показатели творческих умений школьников лицея представлены в таблице 3.
Таблица 3. Критериальные характеристики развития творческих умений
УРОВНИ |
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ | ||
1. Соотношение элементов мышления, воображения и действия |
2. Соотношение репродуктивных и эвристических элементов (по результатам деятельности) |
3. Соотношение творческих элементов (по характеру деятельности) | |
Высокий |
Процессы познания и воображения выступают в единстве |
Деятельность носит продуктивно-творческий характер |
Деятельность все больше приобретает черты оригинального творчества |
Средний |
Воображение, интенсивно развиваясь, органически вплетается в контекст познания |
Деятельность носит продуктивно-производящий характер |
Деятельность, в ходе которой все более проявляются творческие умения |
Допустимый |
Познание преобладает над воображением |
Деятельность может носить продуктивный характер, определяемый действием какого-либо внешнего стимула |
В деятельности все более преобладает проявление умений в соотношении с отдельными (стимульно проявляемыми) творческими умениями |
Низкий |
Познание и воображение находятся на начальном, потенциальном уровне развития |
Преобладают продуктивные элементы деятельности на уровне образца |
В деятельности отсутствует творческий элемент |
Читайте также:
Методика изучения табличных случаев умножения и деления
Тема «Умножение и деление чисел в пределах 100» является одной из основных тем начального курса математики. Изучается она во 2-м и 3-м классе. Знанию таблицы умножения всегда придавали большое значение. Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу умножения, но и поняли принципы ...
Специалист социальной работы в системе правовых отношений
В настоящее время Россия является государством, пытающимся создать нормативно-правовую базу, практически во всех отраслях, в том числе и социальных. Специалист социальной работы, как и все граждане России, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, так как незнание закона не освобождает от ...
Игровые технологии, использующиеся при обучении
информатике
По словам В.Ф. Шаталова, «сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания; создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучить» [19, с. 43]. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, ...