В
первой главе нашего исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения, а также разработана структура процесса развития творческих способностей. Способы оценки результатов проведенного исследования, лежащие в основе предлагаемых диагностических методик, строились нами, исходя из теоретической концепции диссертации.
Теоретическое осмысление проблемы привело нас к следующим предположениям, требующим экспериментальной проверки:
Развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории окажется более эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
· включение учащихся и педагогов на уроках истории в совместную художественно-творческую деятельность, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, и управление этим процессом;
· использование активных средств, форм и методов обучения и воспитания;
· создание творческой среды;
При этом целью опытно-экспериментальной работы является:
1. выявление уровня сформированности у учащихся художественно-творческих способностей на начальном этапе диагностики;
2. формирование художественно-творческих способностей в процессе обучения истории;
3. анализ эффективности используемых форм и методов обучения истории для развития художественно-творческих способностей.
Исходя из данных целей на этапе опытно-экспериментальной работы, были определены задачи:
1. Определить основные критерии сформированности художественно-творческих способностей старшеклассников.
2. Проверить эффективность педагогических условий технологии развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории.
Методы:
· Наблюдение
· Беседа с учителями и учащимися
· Анкетирование
· Анализ продуктов деятельности учащихся
Гипотеза нашего исследования была сформулирована следующим образом: развитие художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории окажется более эффективным, если реализовать следующие пстхолого-педагогические условия:
· включение учащихся и педагогов на уроках истории в совместную художественно-творческую деятельность, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, и управление этим процессом;
· использование активных средств, форм и методов обучения и воспитания;
· создание творческой среды;
· разработка критериев эффективности развития творческих способностей учащихся;
· проведение совместной работы школы и семьи по стимулированию творческих способностей детей.
Анализ психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта позволил нам выделить критерии эффективного развития художественно-творческих способностей. Наряду со знаниями, умениями и навыками мы учитывали более глубинные, а следовательно, и более надежные критерии: изменение качеств ума (самостоятельность, гибкость и оригинальность), общее развитие, ориентации на личностно и социально значимые ценности.
Мы руководствовались критериями творческой деятельности, апробированными в педагогике и психологии: увлеченность свободно избранной деятельностью; развитие творческого мышления, способного отказаться от шаблонного решения в поисках оригинального решения; способность самостимулирования, самоорганизации и самоопределения в решении творческой задачи; результаты художественного творчества в виде изделий, художественных поделок, актерских ролей, хорового и вокально-инструментального исполнения, танцев, интересного доклада, выступления, реферата.
Критерии и уровневые показатели творческих умений школьников лицея представлены в таблице 3.
Таблица 3. Критериальные характеристики развития творческих умений
УРОВНИ |
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ | ||
1. Соотношение элементов мышления, воображения и действия |
2. Соотношение репродуктивных и эвристических элементов (по результатам деятельности) |
3. Соотношение творческих элементов (по характеру деятельности) | |
Высокий |
Процессы познания и воображения выступают в единстве |
Деятельность носит продуктивно-творческий характер |
Деятельность все больше приобретает черты оригинального творчества |
Средний |
Воображение, интенсивно развиваясь, органически вплетается в контекст познания |
Деятельность носит продуктивно-производящий характер |
Деятельность, в ходе которой все более проявляются творческие умения |
Допустимый |
Познание преобладает над воображением |
Деятельность может носить продуктивный характер, определяемый действием какого-либо внешнего стимула |
В деятельности все более преобладает проявление умений в соотношении с отдельными (стимульно проявляемыми) творческими умениями |
Низкий |
Познание и воображение находятся на начальном, потенциальном уровне развития |
Преобладают продуктивные элементы деятельности на уровне образца |
В деятельности отсутствует творческий элемент |
Читайте также:
Обобщение результатов исследования
Обобщая результаты исследования, можно отметить, что гипотеза, выдвинутая мной, полностью подтвердилась.
Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы идет успешнее, если: – содержание воспитания ориентированно на развитие лидерских качеств; – учителя начальной школ ...
Учёт возрастных особенностей учащихся при подготовке к семейной жизни
Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой представляется их роль для старшеклассников — юношей и девушек 14 - 17 лет, которые как раз в этом крайне сложном возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связ ...
Педагогические условия и
особенности формирования познавательного интереса младших школьников в учебной
и внеучебной деятельности
Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к субъекту познания. Л.С. Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органичес ...