Обработка данных с использованием критерия Стьюдента не выявила статистически достоверных различий в развитии изучаемого показателя между контрольными и экспериментальными группами.
На основе полученных экспериментальных данных можно сделать вывод: проблеме развития художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории уделяется недостаточное внимание, что подтверждает актуальность исследования.
В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории и разработали структуру процесса развития художественно-творческих способностей.
Остановимся на важнейших аспектах проводимой нами работы. В этом параграфе мы основное внимание уделили методике поэтапного формирования художественно-творческих способностей для осуществления исследовательской деятельности.
Под художественно-творческими способностями мы понимаем совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи в сфере искусства. Как известно, художественно-творческие способности формируются и развиваются в деятельности, однако не каждая деятельность может обеспечить высокую результативность в достижении поставленной цели. В научной, психолого-педагогической литературе рассмотрен ряд теорий по проблеме развития творческих способностей. Мы солидарны с мнением Д.Б. Богоявленской, В.А. Крутецкого, А.Н. Лука и др., что комплексное формирование и развитие тех или иных качеств личности возможно лишь при включении её в творческий процесс. В рамках нашего исследования, говоря о специальным образом организованном процессе художественно-творческой деятельности, мы имеем в виду построение развивающейся микросреды: во-первых, создание максимально благоприятных условий для проявления и формирования художественно-творческих способностей учащихся; во-вторых, введение в систему исторического обучения художественно-творческого компонента.
Мы исходили из того, что процесс развития художественно-творческих способностей учащихся носит поэтапный характер и предусматривает постепенное продвижение последних с одного уровня на другой, более высокий, использование различных способов и приемов художественно-творческой деятельности разной степени сложности позволяет сделать этот процесс управляемым.
В ходе формирующего эксперимента мы столкнулись с решением проблемы обоснования выбора формы организации художественно-творческой деятельности. Опираясь на работу В.В. Белича, мы разработали методику развития художественно-творческих способностей учащихся, которая легла в основу технологии организации и проведения уроков истории. В качестве основных положений данной методики мы выделили следующие:
1. Процесс развития художественно-творческих способностей учащихся опирается на принцип преемственности, последовательности и обеспечивает поэтапное включение учащихся в художественно-творческую деятельность.
2. В основе процесса обучения истории, предусматривающего развитие художественно-творческих способностей учащихся, лежит слияние содержания предметной области за рамками программного материала и творческой деятельности ученика и педагога на основе совместного поиска решения проблемы.
3. Степень сложности художественно-творческих заданий возрастает и уровень художественно-творческой активности и самостоятельности, учащихся при их выполнении, в старших классах – это творческие проекты, сочетающие в себе интеграционное предметное пространство.
Обоснуем выделение данных положений. В современных психолого-педагогических исследованиях доказано, что эффективность педагогического процесса достигается определенной организацией деятельности в виде последовательности действий, в которой результат предшествующего действия становится средством реализации последнего. Опираясь на эти положения и основываясь на собственных наблюдениях, мы предъявляем не независимые самостоятельные проблемы, решаемые в процессе выполнения творческой экзаменационной работы, а их логическую последовательность, при которой результат, получаемый учащимся в процессе исследования, необходим ему для дальнейшей художественно – творческой деятельности в следующей параллели. Такая организация, как показал ход эксперимента, способствует осознанию смыслов и целей, которые вводятся художественно-творческими заданиями, а освоение операционно-технического аспекта формируемой деятельности становится осмысленным и внутренне мотивируемым. Исходя из этого, нами были выделены этапы процесса развития художественно-творческих способностей.
Читайте также:
Профессиональное становление и развитие педагога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...
Понятие коммуникативной компетентности
Коммуникация (от лат. – делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ...
Генезис тестирования в образовании
Первый этап: около 40 тыс. – 4-3 тыс. лет до н. э. В рамках этого этапа воспитание и обучение носили коллективный характер, и система испытаний веками оставалась практически неизменной. Второй этап: от рубежа IV – III-го тысячелетия до н. э. до середины XYII-го в.(эпоха Нового времени). На этом эта ...