Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 8

В опытно-поисковой работе каждый из «шагов» имел значимость для развития художественно-творческих способностей старшеклассников. О том, что программа развития художественно-творческих способностей была принята как, мы судили по делам учеников, высказываниям, творческой активности.

Приведем фрагмент выступления Даньшиной К. на диспуте «Нужны ли сегодня нашему обществу творческие люди?»: «Человечество приближается к столь высокой организации общества, что любая личность становится необходимой. Ведь в каждой личности заключается Вселенная, любая личность – единственна и неповторима во всей истории Земли. Наши прекрасные и высокие цели будут приносить пользу, добро и радость людям, а дела – обогащать смысл жизни. Творческие люди всегда составляли соль Земли».

Мы стремились к снятию ограничений, барьеров, подавляющих творческий рост детей: гибкость в организации учебного процесса, вариативность программ создавали мотивационные предпосылки в восхождении ученика к творческим потребностям. Мы понимали, что усложнять программу путем увеличения учебной нагрузки возможно только до определенного предела, и этот путь в эксперименте не использовался.

Развитию художественно-творческих способностей старшеклассников способствовало включение их в художественно-творческую деятельность. Интеллектуальная рефлексия обеспечивала и более высокий уровень познания, и способствовала развитию творческих способностей.

Произошли изменения в управлении детским коллективом на основе использования получаемой педагогами по результатам диагностики информации о детях и коллективе. Она использовалась в целях, с одной стороны, «стратегического» управления, связанного с изменением структуры коллектива, организацией деятельности и общения его членов, регулированием его внешних связей, с другой – повседневного, оперативного управления с учетом ситуаций, непрерывно возникающих в ученическом коллективе.

Актуализировались социально-психологические функции, направленные на формирование у педагогического коллектива таких социально-психологических состояний и свойств, которые необходимы для продуктивной работы.

В формирующем эксперименте особое внимание для развития художественно-творческих способностей старшеклассников уделялось использованию следующего методического приема: детям предоставлялась возможность активно задавать вопросы. Умение школьника задавать вопросы свидетельствует о проблемности мышления учащегося. В вопросе отражается возникшая интеллектуальная и практическая задача. Характер вопросов ученика позволял нам судить не столько о его знаниях и представлениях, сколько о направлении его познавательной активности. Мы разработали серию вопросов для развития воображения, приемов сравнения. Примерами таких вопросов могут служить следующие: «Что было бы, если бы…?», «Правда ли, что…?» и др. Использование предлагаемых методов носило целостный характер и предполагало взаимодополняемость, соответствие метода этапу творчества.

На первом этапе работы ведущее место занимали наглядный и словесный методы, позволяющие заинтересовать школьников, накопить необходимый художественно-творческий опыт и создать установку на творчество. На втором этапе, когда происходило ознакомление со способами художественно-творческой деятельности, возрастала роль практического метода в сочетании с методом выделения и сравнения свойств изучаемого объекта. На третьем этапе самостоятельного овладения способами художественно-творческой деятельности эффективен метод детского экспериментирования.

Методы, избранные нами, способствовали упорядочению взаимосвязанной деятельности педагогов и школьников, были направлены на развитие, художественно-творческих способностей.

Использование в опытно-экспериментальной работе традиционных методов обучения (наглядного, словесного и практического) обусловлено необходимостью усвоения первого и второго элементов содержания образования. Применение методов продуктивного характера (выделения и сравнения свойств объекта, экспериментирования) связано с усвоением второго и третьего компонентов содержания обучения.

Обобщенная характеристика методов развития художественно-творческих умений приведена в таблице 4.

Таблица 5. Обобщенная характеристика методов развития художественно-творческих способностей старшеклассников

Этапы художественного творчества

Методы обучения

Назначение метода

I

Формирование установки на создание нового

Традиционные (наглядные, словесные)

Формирование новых сведений о художественном искусстве, обогащение жизненного и художественного опыта, вызывание интереса

II

Поиск решения поставленной задачи

Традиционные (практические), продуктивные (метод выделения и сравнения свойств объектов, обобщения, аналогии и др.)

Ознакомление со способами художественно-творческой деятельности

II

Самостоятельная творческая деятельность

Продуктивные (метод экспериментирования)

Овладение способами художественно-творческих действий

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Читайте также:

Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целе ...

Краткая характеристика МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Йошкар-Олы»
Полное наименование – муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Йошкар-Олы». Краткое наименование - МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 г. Йошкар-Олы». Местонахождение: 424005, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. 8 Марта, д. 19. На 01.01.2008 года ...

Самостоятельная организация деятельности детей в первой половине дня
Утро я начала с приема детей в группу, воспитатель наблюдала за моими действиями. После того как все дети были в группе я проводила утреннюю зарядку с детьми, потом назначила дежурных для сервировки столов, а с остальными детьми наводили порядок в группе. После того как дети сели за столы пожелала ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru