Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 6

Первый этап – вводный

– совпадает с диагностическим этапом, осуществляется учащимися в процессе участия их в художественно-творческой деятельности. Основная цель данного этапа – коррекция старых доминант учащихся, стереотипов, мешающих творчеству, обеспечение личной включённости учащихся в художественно-творческую деятельность на основе актуализации смыслов, целей, адекватных формируемой деятельности. На основании целей были определены следующие задачи:

- заложить теоретические основы осуществления художественно-творческой деятельности;

- пробудить интерес к самостоятельной художественно-творческой деятельности;

– привить культуру «отстройки» от стереотипных штампов мышления, включения в творческий режим деятельности;

- обеспечить освоение способов и приемов художественно-творческой деятельности;

- изучение, исследование выбранных предметных областей, выход за рамки школьной программы (начальное формирование профессионального интереса).

На данном этапе, на наш взгляд, наиболее оптимальными являются следующие педагогические приёмы:

– «самоисследование среды» – область исследования для того, чтобы учащиеся увидели свои стереотипы как бы со стороны, для формирования умения выделить проблемы и предоставить собственные варианты их решения;

- сравнение слабого и сильного решения через уровни деятельности;

- рефлексия, так как на этом этапе ознакомление с понятием рефлексии и её функций чрезвычайно важно – рассматриваются различные типы и уровни рефлексии, показатели рефлексивной позиции личности.

Продолжительность вводного периода определялась: уровнем интеллектуальной подготовки учащихся; положением, что выполнение деятельности на основе заданного алгоритма в течение длительного времени формирует стереотип, который становится тормозом развития художественно-творческих способностей; ограниченностью осуществления наличными способами творческой деятельности. Исходя из данных положений, в ходе первого этапа предполагалось выполнение несложных творческих работ, уровень самостоятельности которых намного ниже, чем на последующих этапах, но обязательным условием и здесь было присутствие определенной программы исследовательской деятельности по конкретной проблеме.

Второй этап – основной

– совпадает с пропедевтическим этапом. Основная цель данного этапа – целостное включение учащихся в творческую деятельность. Этап, на котором происходит выявление образовательного запроса. Данный этап характеризуется тем, что происходит переход от усвоения и последующего воспроизведения известных способов художественно-творческой деятельности через расширение деятельности как в области применения известного, так и к реализации деятельности более сложного по характеру проблем исследования. При выполнении такой деятельности невозможно учесть и предусмотреть все нюансы заранее, можно лишь указать некоторые подходы, которые помогут учащимся управлять своей деятельностью. Характер работы на этом этапе определялся следующим:

1. Изучение и усвоение известного опыта проведения художественно-творческой деятельности;

2. Самостоятельная деятельность по расширению области применения проблемы на основе анализа, оценки, классификации информации.

3. Представление результатов художественно-творческой деятельности с обязательным присутствием анализа своего научного наблюдения и оценкой своей исследовательской деятельности.

4. Контроль и самоконтроль за уровнем сформированности способностей осуществления, планирование дальнейшего пути самосовершенствования.

Перечисленные виды деятельности обеспечивались использованием педагогических приемов: освоение, уточнение, дифференциация правила; расширение области применения; классификация выводов; связь и комбинация различных видов деятельности.

Представленная нами технология, сложившаяся в ходе формирующего этапа эксперимента и представляющая собой поэтапное развитие художественно-творческих способностей, осуществление творческой деятельности в условиях обучения истории, является успешной. Специально разработанный нами процесс развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения эффективно функционирует лишь при определенных педагогических условиях.

Рассмотрим некоторые организационно-педагогические аспекты создания выделенных нами педагогических условий.

Включение в совместную творческую деятельность учащихся и педагогов. Данное условие реализовывалось следующим образом:

1. Определение целей и задач творческой деятельности, разработка программы и реализация её осуществлялась учащимися совместно с педагогом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Читайте также:

Что такое самооценка и ее виды
Как я к себе отношусь? Варианты ответа: "хорошо", "плохо", "по-разному", "с любопытством", "ненавижу об этом думать", "затрудняюсь ответить", "другое" . Единственный невозможный ответ - "никак". Самоотношение, самооценк ...

Развитие устной речи как социальная и методическая проблема
Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духо ...

Разработка уроков по теме "Приведенные квадратные уравнении
Урок - презентация по теме "Приведенные квадратные уравнения Тип урока: изучение новой темы. Цели: повторить понятие квадратного уравнения; ввести понятие приведенного квадратного уравнения; формировать умение распознавать квадратные уравнения и приводить к ним. Ход урока: Организационный моме ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru