Развитие художественно-творческих способностей происходило в активной деятельности. Ввиду этого продуктивные методы занимали в нашем исследовании особое место. Это объясняется тем, что они эффективны для организации разнообразной творческой деятельности школьников и имеют ярко выраженный развивающий характер. В основе их лежат такие приемы умственной деятельности, как сравнение, обобщение, выстраивание аналогий и др.
По окончании формирующего эксперимента контрольные и экспериментальные группы были сопоставлены по данным итоговой диагностики. При оценке уровня развития художественно-творческих способностей мы учитывали и такие показатели, как мотивационная основа творческого исполнения, оригинальность.
В совокупности все методики позволили нам составить объективную картину развития художественно-творческих способностей старшеклассников.
Распределение школьников экспериментальной и контрольной групп по уровням развития художественно-творческих способностей в конце опытно-экспериментальной работы представлено в таблице 6.
Таблица 6. Уровни развития художественно-творческих способностей в конце опытно-экспериментальной работы
Группы |
Количество учащихся |
Уровни развития художественно-творческих способностей | |||||||
Низкий |
Допустимый |
Средний |
Высокий | ||||||
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% | ||
Экспериментальная |
28 |
2 |
7,1 |
5 |
17,9 |
10 |
35,7 |
11 |
39,3 |
Контрольная |
29 |
3 |
10,3 |
9 |
31,1 |
11 |
37,9 |
6 |
20,7 |
Мы получили следующие результаты: у 39,3% старшеклассников экспериментальной группы высокий уровень художественно-творческих способностей, у 35,7% старшеклассников экспериментальной группы средний уровень художественно-творческих способностей, у 17,9% старшеклассников экспериментальной группы допустимый уровень художественно-творческих способностей и лишь у 7,1% старшеклассников низкий уровень художественно-творческих способностей. Уровень развития художественно-творческих способностей у старшеклассников контрольной группы заметно ниже: у 20,7% старшеклассников высокий уровень художественно-творческих способностей, у 37, 9% – средний уровень, у 31,1% старшеклассников – допустимый и у 7,1% старшеклассников низкий уровень художественно-творческих способностей.
Число школьников, относимых к низкому уровню развития художественно-творческих способностей, сократилось как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Увеличилось количество школьников с допустимым уровнем развития художественно-творческих способностей в контрольной группе и уменьшилось в экспериментальной. Имеются различия в развитии среднего уровня: соответственно 10 и 9 человек. С высоким уровнем развития в контрольной группе оказалось 6 а в экспериментальной-11 человек.
Результаты экспериментального исследования демонстрируют позитивный педагогический эффект предложенных условий: снижение количества школьников с низким уровнем развития художественно-творческих способностей и их распределение между допустимым, средним и высоким уровнями. В ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что уровень развития художественно-творческих способностей в экспериментальной группе повысился на 21,9% по сравнению с контрольной.
Читайте также:
Работа с "трудными подростками"
Особое место в индивидуальной воспитательной работы мастера занимает работа с "трудными учащимися. Под трудными, педагогически запущенными учащимися подразумевается подростки, систематически нарушающие установленные нормы поведения в учебных заведениях и вне его, допускающие случаи правонаруше ...
Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (от лат. interest — имеет значение, важно), т.е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта. Познавательный интерес ...
Дидактические принципы организации самостоятельной
работы учащихся
На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему. Под системой самостоятельных работ понимают, прежд ...