Опытно-поисковая работа осуществлялась с 2004 по 2005 год. В ней участвовало 57 учащихся лицея №3 г. Тулы, из числа которых были образованы экспериментальные (28 человек) и контрольные группы (29 человек). Начальные условия во всех группах были в основном равные (возраст, количество мальчиков и девочек, занятия в параллельных классах, уровень сформированности художественно-творческих способностей). С теми и другими школьниками работал одинаковый состав педагогов. В экспериментальных группах проводилась проверка педагогических условий реализации модели исследуемого процесса.
Целью констатирующего этапа является выявление уровней сформированности художественно-творческих способностей. Показателями сформированности художественно-творческих способностей является:
1. Познавательный интерес (дает развернутый ответ, задает нестандартные вопросы, использует дополнительную литературу).
2. Творческий подход к решению задач (нахождение нестандартного способа выполнения заданий, наличие нескольких вариантов (планов, эскизов, разработок), нестандартный подход в оформлении своей работы).
3. Самостоятельность при выполнении заданий (в какой мере требуется помощь учителя при выполнении заданий).
Как показывает психологическая практика, во время тестирования на школьников в большей степени, чем на взрослых, оказывают влияние личностные особенности экспериментатора, его поведение, особенности помещения, присутствие других людей и т.п.
В связи с этим при экспериментальном обследовании нами были учтены основные требования к психологическому тестированию: создание комфортной психологической атмосферы, предусматривающей установление контакта и доверительных отношений с испытуемым; индивидуальная форма работы; учет возрастных психофизиологических особенностей школьников; фиксирование результатов с использованием технических средств и протокольных записей.
Мы руководствовались следующими принципами организации экспериментальной программы:
– гуманизм отношений; сотворчество учителей и школьников;
- гармоничное сочетание классных, внеклассных, внешкольных форм в организации художественно-творческой деятельности;
- многообразие методов воспитания (эвристические методы, исполнительство, творческие упражнения, ролевые игры и др.);
- единство художественно-творческого и общего психического развития личности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
сочетание уважительного и требовательного отношения к школьнику.
В целях выявления познавательного интереса нами было проведено анкетирование (см. приложение №1), наряду с этим проводились беседы с учителями и учащимися.
Входе данной диагностики нами были получены следующие результаты: школьники предпочитают находить готовые ответы; если задан вопрос на сообразительность, то только некоторые пробуют разные способы нахождения готового ответа; используют дополнительную литературу для более полного развернутого ответа.
У большинства учащихся 9-х классов наблюдается отсутствие связи между знаниями, полученными на уроке и использованием их в повседневной жизни – старшеклассники признаются, что зачастую не могут прокомментировать с исторической точки зрения те или иные события современности, найти исторические корни тех или иных международных конфликтов, найти аналогии современных внутри государственных процессов в истории и исходя из этого спрогнозировать развитие данных событий.
Мы получили следующие результаты: 16% старшеклассников контрольной группы и 15,5% старшеклассников экспериментальной группы проявляют познавательный интерес (используют дополнительную литературу, задают нестандартные вопросы, дают развернутые ответы); 35% старшеклассников контрольной группы, 36% старшеклассников экспериментальной группы проявляют незначительный интерес к истории; у 49% старшеклассников контрольной группы и 48,5 старшеклассников экспериментальной группы познавательный интерес практически отсутствует.
Среди учащихся была проведена диагностика эмоциональной направленности (см. приложение №2). Полученные данные были использованы при составлении характеристик учащихся. Изучение эмоциональной направленности учащихся, их этических и эстетических качеств дает учителю возможность глубже понять их внутренний мир, а следовательно более правильно и эффективно организовывать их художественно-творческое обучение. Полученная информация позволит развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории, и архитектуры, красоту и богатство родной природы.
Читайте также:
Изучение самоотношения подростков с задержкой
психического развития в системе практической службы специального образования
Позитивное самоотношение подростков с ЗПР необходимо им в регуляции своего поведения. В связи с этим, приоритетной задачей практической службы специального образования может стать подготовка ребенка с ЗПР к интеграции в социум за счет оптимизации личностного развития. В этом немалая роль должна при ...
Содержание и принципы полового и гигиенического воспитания
Одна из важнейших задач, которая стоит перед государством, обществом – укрепление семьи. Это особенно актуально для нашей республики, которая должна заботиться о сохранении и развитии людских ресурсов. Мы понимаем, что половое воспитание может способствовать решению проблемы роста рождаемости. Но к ...
Методы организации
обучения с
применением персонального компьютера
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный репродуктивный проблемный исследовательский Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК б ...