Особенности подготовки кадров по профилю технологии социальной работы

Современное образование » Технология социальной работы как мастерство специалиста социальной работы » Особенности подготовки кадров по профилю технологии социальной работы

Неудивительно, что после официального введения специальности социального работника первыми социальными работниками стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по специальностям «социальная работа», «социальная педагогика».

Многие слушатели факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования уже работают социальными работниками или имеют практический опыт социально-педагогической деятельности с детьми и взрослыми, поэтому важными не только признали "Педагогическую технологию" - 84,6%, но и такие актуальные в современных условиях для социальной работы учебные предметы, как "Валеология", "Конфликтология", "Психология управления" - 63,8% и др. Они считают, что каждый учебный предмет несет свою смысловую нагрузку и является нужным.

Практически работающие специалисты социальной работы считают наиболее актуальными для изучения учебные предметы: "Общая, возрастная, социальная, практическая психология" - 84,6%; "Социальная педагогика", "Валеология" - 65,8%; "Социология" - 37,6%; "Конфликтология", "Виктимология", "Психотерапия" - 28,2%; "Культурология" - 18,8%. Актуальными для них являются предметы, раскрывающие инновационные методики в работе с детьми, взрослыми, семьями по месту жительства, работу с разными категориями детей, семей "групп риска".

Социальные работники считают, что для работающих социальных педагогов целесообразны курсы повышения квалификации (56,4%), а также семинары по проблемам психологии, валеологии, медико-социально-педагогическим проблемам (75,2%).

В своей деятельности практически работающие социальные работники сталкиваются с рядом проблем: "слабое материально-техническое оснащение места работы", "недостаток специальной литературы". Некоторые респонденты отметили низкий культурный, психолого-педагогический уровень родителей; агрессивность, пассивность детей, конфликтность детей и родителей, жестокое обращение с детьми, алкоголизм родителей, неумение подростков строить позитивные взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками; неразвитость общественных форм вовлечения родителей в процесс воспитания. Требует внимания отмеченный социальными работниками "недостаток координационного инструментария".

Слушатели же факультета предпочтение отдали, прежде всего, групповой деятельности (72%) и индивидуальной работе (63%). Работающие социальные работники в социально-педагогической деятельности используют преимущественно индивидуальные (84%) и групповые (75,2%) технологии, коррекционные (65,8%) и консультирование (32,6%), а также психолого-педагогические тренинги, технологии коллективной творческой деятельности, игро - и куклотерапии.

В тоже время происходит оттачивание индивидуального профессионального мастерства, накопление опыта, который должен стать достоянием всего профессионального сообщества. Вот почему особенно актуальными становятся разного рода профессиональные сборы по обмену опытом социальных педагогов в рамках единой ведомственной системы.

Но здесь не стоит заходить далеко во введении новых технологий и кардинально менять что-либо. Актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогического стимулирования активности личности по решению возникающих проблем, использование таких мощных инструментов, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого-педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум для комплексной диагностики проблем ребенка, также методы и функции организационно-педагогической деятельности.


Читайте также:

Отечественный и мировой опыт управления школой
К началу XXI века российское образование в результате реформирования, осуществлявшегося в 1990-е годы, претерпело весьма значительные изменения. Перемены затронули структуру, содержание образования, его организацию. Система российского образования стала более гибко реагировать на потребности госуда ...

Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся
Понятие «самостоятельная работа» имеет не одно смысловое значение. Для одних – это форма и метод организации учения, в которой представлена деятельность учителя и деятельность учащихся, для других – специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих – только деятельно ...

Экологическое воспитание и эстетическое воспитания
В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев [13, 19-21] раскрывает содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умств ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru