Сказка - "древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера" (Книгин 2006: Эл. ист.). Присущие ей древность, национальная самобытность, стремление к воплощению идеала человеческого существования, призыв к мудрости, активности и подлинной человечности расширяют кругозор личности, пробуждают ее интерес к жизни и творчеству других народов, воспитывают в ней чувство доверия ко всем обитателям Земли (Соколов 2000). Вот почему "во все времена и у всех народов сказка органично включена в систему воспитания" (Павлютенкова 2003: Эл. ист.).
Большим потенциалом с точки зрения формирования у детей общечеловеческих нравственных ценностей обладает волшебная сказка. Ее герой "молод <…>, полон сил и готов ко взрослой жизни. Но сначала ему приходится пережить нелегкие испытания, соприкоснуться с разнообразными чудесными силами" (Зуева, Кирдан 2002: 147), "выдержать испытание доброты, трудолюбия, отзывчивости, терпеливости, смелости, уважения к старшим" (Там же: 155). Его опасное путешествие в загробный мир - аллегория жизненного пути каждого человека. В иносказательной форме сказка дает "добрым молодцам урок" (А.С. Пушкин): удача - награда достойного (Там же).
Кроме того, как заметил американский психоаналитик Бруно Беттельхейм, волшебные сказки, где потерянные дети всегда находят родителей, зло терпит поражение, а главные герои обретают счастье, не только способствуют взрослению ребенка, но и помогают ему преодолеть свои страхи (Bettelheim 1989; см.: Зубцов 2011: 116). Читая и сочиняя сказки, ребёнок вместе с ее героем отправляется в путь, преодолевает трудности, совершает невозможное, сражается с силами зла за справедливость. Так незаметно формируется фундамент его будущей жизни и важнейшие ориентиры нравственного развития личности. Сказка также помогает ребенку обрести смысл жизни, потеря которого является причиной свойственных многим современным детям тревожности, агрессии, неумения сосредоточиться, поскольку даёт маленькому человеку возможность поверить в собственные силы и обрести уверенность в себе (Эл. ист.).
Наше исследование показывает, что основанный на этом принципе метод сказкотерапии как "системы развития эмоционального интеллекта" (Зинкевич-Евстигнеева 2011: 64) личности может быть с успехом применен в школьной практике, в том числе на уроках "Литературного чтения" в начальной школе.
Таким образом, актуальность предпринятого исследования определяется:
1) необходимостью расширения знаний ребенка о волшебной сказке, полученных в дошкольном возрасте;
2) широкой представленностью волшебной сказки в школьных программах по "Литературному чтению";
3) возможностью доработки методики изучения произведений данного фольклорного жанра в начальной школе за счет включения в учебные программы заданий и методических рекомендаций, разработанных сказкотерапевтами;
4) необходимостью анализа методических работ, созданных на стыке сказкотерапии и литературоведения.
Объектом исследования являются методические работы, объединяющие сказкотерапевтический и литературоведческий подходы к изучению волшебной сказки как жанра русского фольклора.
Предмет исследования - методика изучения жанра "волшебная сказка" в начальной школе.
волшебная сказка сказкотерапия школа
Цель исследования заключается в выявлении особенностей поэтики русских волшебных сказок и разработке методики их изучения в начальной школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать и систематизировать имеющуюся теоретическую и методическую литературу по данной научной проблеме;
охарактеризовать поэтику волшебных сказок (история их возникновения, основные типы сюжетов и героев, особенности композиции);
сформулировать методические рекомендации по изучению жанра "волшебная сказка" в начальной школе.
Цель и задачи работы определяют комплексную методику исследования, основанную на сочетании историко-теоретического анализа литературоведческой и методической литературы по данному вопросу.
Цели и задачи работы определили ее структуру. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников материала исследования.
Материалом для исследования послужило психолого-педагогическое исследование научного сотрудника РАО "Институт художественного образования" А.В. Криницыной и учителей начальной школы, которые можно оценить как попытку использования приемов сказкотерапии на уроках по "Литературному чтению" в начальной школе.
Во введении обосновываются выбор темы, объекта и предмета исследования, актуальность и научная новизна работы, ее цель и задачи.
Первый раздел дипломной работы - "Сказка как жанр устной народной прозы" - имеет теоретический характер. В нем последовательно рассматриваются вопросы, касающиеся поэтики волшебных сказок: генезис жанра, классификация соответствующих произведений, типы их героев и особенности композиции.
Второй раздел - "Методические подходы к работе над сказкой" - посвящен методике рассмотрения волшебной сказки в рамках начальной школы. В первом параграфе на основе анализа существующих программ по литературному чтению выявляются общие тенденции в построении методики изучения жанра "волшебная сказка" в 1-4 классах, во втором - даются методические рекомендации, качественно дополняющие имеющиеся методики изучения данного жанра в начальной школе.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Считаем, что практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в качестве дидактической основы обучения сказкотерапевтов, филологов и учителей начальной школы, а также в вузовских курсах "Устное народное поэтическое творчество", "Детская литература", "Теория и методика начального литературного образования", "Теория литературы и практика читательской деятельности" и на спецкурсах, посвященных истории русского фольклора и анализу художественного текста.
Читайте также:
Организация работы межшкольного учебного комбината №4 г. Красноярска
Основная цель: практическая реализация концепции открытого непрерывного образования. Основные направления учебной деятельности Межшкольного учебного комбината № 4: · профильное обучение; · дополнительное образование; · профессиональное обучение и переподготовка; · работа с одаренными детьми; · внед ...
Методы организации
обучения с
применением персонального компьютера
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный репродуктивный проблемный исследовательский Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК б ...
Проблемы современной семьи с единственным ребенком
В настоящее время, когда повысились требования к воспитанию подрастающего поколения, значительно возросла общая культура семьи, необходимо поднять научный уровень педагогики семейного воспитания школьников до уровня педагогики общественного воспитания, имеющей солидную научную психолого-педагогичес ...