Сказкотерапия как метод работы с учениками младшей школы
Восприятие сказки - сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка (Пропп 2000).
В классической психологии волшебная сказка выступает как уход ребенка от враждебности окружающего мира, социального давления, ограничений и запретов в мир фантазии, свободы и вымысла (К. Бюлер, В. Штерн), способов символического удовлетворения подавленных сексуальных тенденций (психоанализ), воображаемой реализации нереализуемых тенденций. В современной психологии волшебная сказка рассматривается также как один из способов мифологического освоения мира, построения ценностно-смыслового поля, поиска путей разрешения конфликтов (Б. Беттельхайм). Сказка, как художественно-литературная форма имеет особую композицию и структуру (В.Я. Пропп), организующие процесс восприятия ребенком сюжета и нравственно-смыслового содержания сказки. Такие особенности сказки, как вымысел и фантастичность, создают семантическое поле сказки, обеспечивая дифференциацию ребенком знаков и значений, их отрыв от предметов, формируя внутренний план сознания ребенка.
Важно понимать, что "ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо - оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты" (Ливенцева: Эл. ист.).
Для достижения подобного эффекта, педагог должен учитывать, что восприятие в младшем школьном возрасте носит синкретический характер и осуществляется с опорой на игру, иллюстрацию, действие. Психологическим механизмом при этом выступает активное содействие (сначала в форме реального, а затем мысленного действия) и сопереживание герою сказки (Запорожец 1986). В полной мере указанные особенности детского развития учитывает сравнительно молодое направление в психологии - сказкотерапия.
Основы сказкотерапии были заложены в трудах З. Фрейда, который предлагал исследовать личность на основе анализа созданных ею художественных текстов (Чиркова 2006: Эл. ист.). Большое влияние на становление данного психологического направления оказали также работы Эрика Берна. Последний уделял большое внимание анализу любимых с детства сказок клиента. Американский психолог писал, что сказка, полюбившаяся человеку в шестилетнем или семилетнем возрасте становится своеобразной метафорой его жизненного сценария, т.е. неосознанно влияет на его жизнь (Берн 2003: 107).
Современные сказкотерапевты предлагают обратившимся к ним за помощью людям рассказать свою любимую сказку или придуманную историю о происходящих с ними событиях, нарисовать к ней иллюстрации и поработать с ними (Игнатова 2011: 56). Анализируя рассказ и рисунки собеседника как проекцию его жизни, они расшифровывают древние архетипические сюжеты, действующие в его жизни, ведь "сочиняя историю, мы рассказываем о себе, о своем восприятии мира" (Кравцова: Эл. ист.). Дальнейшее обсуждение помогает человеку осознать влияние архетипов на его жизнь и изменить ее к лучшему (Зинкевич-Евстигнеева 2011: 64).
Психологи подчеркивают необычайную важность сказкотерапии в детском возрасте по следующим направлениям:
трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями);
чувство неполноценности, вызывающее агрессивное поведение как попытку доказать обратное;
страхи и тревоги по самым различным поводам;
проблемы, связанные со спецификой возраста (необходимость обходиться без мамы, быть самостоятельным; трудности в учебе; необходимость утвердить себя как самостоятельную личность).
Высокую эффективность сказкотерапии в детском возрасте обусловлена историческим развитием современного общества, где основным источником знаний маленького человека о мире по-прежнему остается эпос, прежде всего мифы и легенды, сказки и притчи. Это делает иносказательную манеру сказки привычной и понятной любому ребенку, что позволяет каждому взрослому, будь то педагог, психолог или родитель, легко установить контакт с маленьким собеседником. Кроме того, важную роль в развитии любого ребенка играет художественно-творческая деятельность, широкие возможности для которой дает работа со сказкой (Криницына 2010: Эл. ист.; Ливенцева: Эл. ист.).
Читайте также:
Кризисные явления в системе вузовского образования в России и задачи их преодоления
Как и любая реформируемая система, система образования Российской Федерации испытывает определенные трудности. Например, проблема равенства доступа к образованию, которая имеет два основных аспекта: 1) обеспечение доступа каждого человека к базисному образованию, необходимому для эффективного функц ...
Этапы формирования государственной политики развития образования в России
Образование в древней Руси На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в ...
Методика работы над многозначными словами
Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются эмоции. Чем богаче словарь человека, тем шире у него юзможности выбора более точного и выразительного оформления мысли. Современный русский язы ...