Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей и подростков, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания.
В настоящее время роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения существенно возрастает. Она призвана решить важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей детей, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в жизни.
Актуальность исследования состоит в том, что система дополнительного образования детей все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.
Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства учреждения дополнительного образования детей своевременно провести мероприятия по модернизации и развитию этого учреждения зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждение. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.
Теоретической основой являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, М.Б. Коваль); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); идея развития дошкольного воспитания на базе учреждений дошкольного образования (А.Я. В.И. Андреев, А.И. Щетинская); исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш);
Цель дипломного проекта: определить значение учреждения дополнительного образования на примере «Дворца Творчества Юных» города Санкт-Петербурга.
Гипотеза исследования - эффективность образовательного воспитания детей и подростков в процессе занятий дополнительного образования может быть существенно повышена, если будет использована разработанная нами система методических средств, приемов и условий, включающая:
-специально организованное комплексное обучение и воспитание, основанных на традиционно сложившихся формах и методах обучения и воспитания (занятие, беседа, практические упражнения, творческие задания и т. д.), которые позволяют реализовать образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения;
-специально организованный учебно-воспитательный процесс, опирающийся на возрастные и психофизиологические возможности детей и подростков и базирующийся на постепенном расширении и существенном углублении знаний, развитии умений и формировании устойчивых навыков у детей, путем последовательного прохождения по схеме обучения по принципу от простого к сложному);
-специально созданные педагогические условия
Цель и гипотеза данной работы определили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты становления и функционирования системы дополнительного образования детей в Российской Федерации.
2. Определить значение развития учреждения дополнительного образования детей и подростков «Дворца Творчества Юных».
Для решения данных задач были мы углубимся в значение дополнительного образования, проведен его анализ, также рассмотрим результаты проведенного опроса детей и их родителей за период с 2010-2011 года, результаты были сформированы в ноябре 2011 года.
Объект исследования – система дополнительного образования детей.
Предмет исследования: пути совершенствования системы дополнительного образования детей.
В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме; изучение педагогического опыта учреждений дополнительного образования детей с помощью наблюдения, опроса, тестирования, анализ опытно-экспериментальной деятельности, эмпирические исследования, включающие анкетные опросы.
Методологической основой исследования послужил анализ существующих проблем развития системы дополнительного образования детей в работах отечественных и зарубежных авторов посвященные проблемам развития учреждений дополнительного образования, формам и методам совершенствования их деятельности.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования "Санкт-Петербургский Городской Дворец Творчества Юных".
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации и города Санкт-Петербурга, официальные информационно-статистические данные министерства образования Санкт-Петербурга, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу, материалы периодической печати, статистическая и аналитическая информация, опубликованная в различных изданиях и статистических сборниках, наблюдения и данные, полученные автором в процессе самостоятельного исследования.
Читайте также:
Уровни изучения и уровни усвоения учебного материала
Уровень изучения учебного материала зависит от значимости его в дальнейшей практической деятельности по профессии. В ГОС по профессии включены три уровня: ознакомительный (узнавание); репродуктивный (воспроизведение по памяти); умений (применение, действие по образцу). Отечественный исследователь в ...
Психолого-педагогический
аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической
трактовке
Когда у ребенка возникают его первые рисунки, при каких обстоятельствах, почему он начинает рисовать, лепить? Ответы на эти вопросы мы находим у целого ряда исследователей. Наблюдения за первыми попытками ребенка рисовать, лепить, сделанные в разное время зарубежными авторами (В. Штерн, О. Шинн, X. ...
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания
Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках окружающего мира. Цель экологического воспитания - форм ...