Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство. Изучение мнения непосредственных пользователей данных услуг помогает в оценке качества дополнительного образования.
В рамках мониторинга состояния системы дополнительного образования в Дворце Творчества Юных мною нами был проведен социологический опрос обучающихся и их родителей с целью изучения удовлетворенности качеством образования, а также получения информации о спектре предоставляемых дополнительных образовательных услуг, режиме и продолжительности обучения детей вДТЮ, мотивах выбора направленности обучения и др.
Для возможности проведения сравнительного анализа ответов детей и родителей в предлагаемые анкеты были включены схожие по формулировке вопросы.
В опросе, проведенном в ноябре 2011 года, приняли участие 2893 человека. Из них 1366 родителей, чьи дети занимаются в кружках, секциях и т.п. по программам различной направленности, и 1527 обучающихся 8-11 классов, посещающих ДТЮ.
По полученным данным 77,4% респондентов осваивают программы дополнительного образования в стенах общеобразовательного учреждения, каждый восьмой участник опроса (11,6%) обучается в ДТЮ. Занимаются в школе и ДТЮ 11% респондентов.
Анализ состава участников опроса показал, что в их лице представлены все направленности дополнительных образовательных программ, но в основном это обучающиеся, посещающие (или родители, чьи дети посещают), ДТЮ физкультурно-спортивной (30%), художественно-эстетической (19,1%), научно-технической (18,8%), естественнонаучной (11,3%) и интеллектуально-познавательной (10,2%) направленностей. Именно эти направленности по данным мониторинга являются наиболее востребованными и соответственно многочисленными.
Создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, а также многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка являются отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей.
В ходе опроса респондентам предлагалось оценить достаточность предлагаемых дополнительных услуг, как в школах, так и в ДТЮ. Результаты оказались следующими. При оценивании спектра услуг, предлагаемого в школах, участники опроса оказались более подготовленными, чем в прошлом году.
Численность затруднившихся с ответом сократилась с 23,5% до 19%. Причем сокращение выявлено как среди обучающихся, так и среди родителей. Три четверти опрошенных 74% (что на 5,3% больше показателя прошлого года) считают, что набор услуг, предлагаемый в школах, позволяет осуществить выбор в соответствии с потребностями, интересами, способностями ребенка. Не согласны с ними оказались 6,9% респондентов (в 2010г. – 7,8%) (Приложение 1).
Ответы родителей на данный вопрос показали, что неудовлетворенных набором предлагаемых услуг среди них в три раза больше, чем среди детей (10,8% и 3,5% соответственно) (Приложение 2).
При оценивании набора услуг, предлагаемых в ДТЮ, каждый третий респондент (35%) затруднился с ответом (Приложение 3). И хотя по сравнению с прошлым годом численность не давших ответ сократилась на 6,6%, в целом остается весьма значительным. Данное обстоятельство, с одной стороны, может быть вызвано тем, что большинство участников опроса получают дополнительное образование только в стенах общеобразовательного учреждения, с другой стороны, может свидетельствовать о недостаточной степени информированности населения о работе ДТЮ. Численность тех, кто считает набор услуг вполне достаточным, составляет 62,7%, что на 7,4% больше, чем в 2010 году. Следует отметить что, доля неудовлетворенных спектром предлагаемых услуг, невелика (2,3%) и сократилась по сравнению с прошлым годом еще на 0,7%. Исходя из этого, однозначно утверждать, что в ДТЮ, предлагать недостаточный набор услуг нельзя.
Ответы обучающихся и родителей на данный вопрос оказались достаточно схожими. Не меньшую значимость для потребителей дополнительных образовательных услуг имеет удобство режима работы объединений дополнительного образования. Как и в прошлом году, значительное большинство опрошенных вполне удовлетворены режимом работы кружков, секций и т.д. (сумма ответов «Удовлетворен полностью» и «Скорее удовлетворен»). С ними не согласны 0,9% респондентов (ответы «Скорее не удовлетворен» и «Не удовлетворен»), что на 1,4% меньше, чем в 2010 году (Приложение 4).
Читайте также:
Реализация модели личностно – ориентированного обучения на уроках
информатики
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе на информатике? Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательного процесса информатики не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обучение ...
Психолого-физиологическая характеристика подростков
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологич ...
Личность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
здоровья
Деятельность специалиста, занимающегося социальной реабилитацией, включает в себя две основные характеристики: объективную и субъективную, являющиеся необходимыми предпосылками эффективности его труда. К объективным характеристикам относятся знания и умения, которыми он обладает, а также результаты ...