Современный период развития цивилизованного общества с конца XX века и по сей день в значительной характеризует процесс информатизации. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. При этом, процесс информатизации общества обеспечивает:
активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;
интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств новых информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая том самым синергизм педагогического воздействия.
Именно с этим явлением и связана актуальность данного исследования. Освоение учащимися и педагогами информационных (компьютерных) технологий и использование мультимедиа в рамках процесса обучения выходит на уровень массового, а использование компьютеров в школе в значительной степени влияет на образовательный процесс. При этом возможности, которые применение информационных технологий дает учителям, не всегда реализуются в полной мере. Здесь скрыта основная проблема, которая обнаруживается в ходе применения мультимедиа-технологий на уроках – выявление эффективных и неэффективных мультимедиа-технологий и определение критериев оценки их эффективности.
В качестве объекта исследования выступает преподавание МХК на основе мультимедиа-технологий. Предметом же является методика оценки эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках МХК.
Исходя из выявленной проблемы, разумным будет сформулировать следующую цель исследования – выявление наиболее эффективных мультимедиа-технологий и составление рекомендаций к их применению в учебном процессе.
В ходе исследования должны быть выполнены следующие задачи:
определить понятие «мультимедиа»;
классифицировать мультимедиа-технологии;
выявить потенциал применения мультимедиа-технологий в сфере образования;
выявить методики и критерии оценки эффективности применения мультимедиа-технологий на уроках;
провести экспериментальное исследование эффективности использования средств мультимедиа;
выявить наиболее эффективные мультимедиа-технологии и способы их применения;
разработать рекомендации для учителей по применению мультимедиа-технологий.
На данном этапе гипотеза состоит в следующем: наиболее эффективными мультимедиа-технологиями в процессе изучения истории мировой художественной культуры являются:
обеспечивающие на уроке интерактивность – возможность нелинейного изучения материала вследствие совершения учащимся того или иного выбора (например, использование системы гиперссылок в презентации PowerPoint);
оперирующие визуальными материалами – позволяющие сохранять внимание учащихся в течение значительного времени, поддерживать высокий уровень интереса и мотивации.
Читайте также:
Социально-педагогический аспект социальной работы со
слабослышащими детьми
Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России. Социальная помощь является составным эле ...
Профессиональная переподготовка и рост мастерства специалиста социальной
работы
Все это должно учитываться во время прохождения курсов, направленных на повышение своего опыта, но социальный работник, также как и учитель, не только проходит курсы повышения квалификации и проблемные курсы, но и проходит аттестацию. На основании положения Министерства образования Российской Федер ...
Особенности психического развития детей с нарушением зрения
Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многи ...