Описанные выше виды экспертизы и оценки различных аспектов применения продуктов мультимедиа в рамках учебного процесса, безусловно, необходимы и способны дать существенный объем данных, но они не отражают эффективность непосредственного применения мультимедиа-продуктов с помощью соответствующих технологий, так как нацелены на изучение продуктов мультимедиа (изданий, программ и т.д.). Вероятно, наивной, но эффективной формой оценки эффективности мультимедиа-технологий на уроках истории МХК может послужить анкетирование учащихся с использованием опросника, составленного специально для изучения данной проблемы (см. Приложение 2). Таким образом, мы можем получить оценку от тех, для кого эти технологии были разработаны, и с ориентацией на кого они применяются.
Анкетирование было проведено среди учащихся старших классов Гимназии №56, где каждый учебный класс оборудован по последнему слову техники, и где мультимедиа-технологии применяются практически всегда, когда это необходимо. Подавляющее большинство учащихся считает, что мультимедиа-технологии являются эффективным педагогическим средством и обладают значительным потенциалом в сфере образования. Также школьники считают, что на данном этапе информатизации общества и сферы образования, в частности, отказаться от мультимедиа-технологий невозможно.
Как было указано выше, значительное число специалистов выделяет группы продуктов мультимедиа по формальному признаку, то есть по типу представления информации. Среди них выделяют визуальный (изображения, анимация, видео) и звуковой ряд, а также символические формы представления информации (текст, схема, таблица). На счет выбора наиболее эффективных и удачно воспринимаемых форм мультимедиа-продуктов мнения учащихся разделились: примерно по 50% высказались «за» и «против» текстовых форм, включая таблицы и схемы; более 2/3 опрошенных выделили необходимость применения изображений в рамках проведения занятий курса истории МХК; некоторые учащиеся особо выделили ценность и легкость восприятия видеороликов; касательно использования звукового ряда суждений выдвинуто не было.
Отдельный вопрос был посвящен оценке эффективности различных форм работы с учащимися. Наибольшую популярность получил вариант «проведение лекционных занятий с использованием презентаций». Учащиеся отметили потенциал использования презентаций Microsoft PowerPoint в связи с возможностью представления информации различных видов, возможности возвращаться к предыдущим слайдам или переходить к нужным посредством гиперссылок. На уроках истории МХК, по мнению учащихся, презентации должны быть применены из-за возможности представления репродукций произведений изобразительного искусства и музыкальных фрагментов с соответствующими подписями. Также тесты, составленные в презентациях, могут быть использованы как хороший метод контроля фактологических знаний. Помимо использования презентаций учителем, учащиеся также могут создавать их как способа оформления творческих работ или сопровождения выступлений визуальным рядом. При этом, учащиеся отмечают, что фокусироваться лишь на создании и демонстрации презентаций, и оперировании мультимедиа-технологиями вообще, не стоит – учитель должен проводить беседы в рамках занятий, включать учащихся в общий для классного коллектива педагогический процесс.
Если же переходить к критериальной оценке, следует обратиться к зарубежному опыту выявления эффективности применения мультимедиа-технологий в образовании. Основными полюсами критериев являются, грубо говоря, полезность представленной информации и легкость её восприятия. Преподаватели Университета Мельбурна (Австралия) Г. Кеннеди, Т. Петрович и М. Кеппелл, ссылаясь на Т. Бойла (Boyle, T. (1997). Design for multimedia learning, Prentice Hall), выделяют несколько критериев, которые можно применить при оценке и полезности информации, и степени её удобоваримости. На основании их подхода учащимся гимназии было предложено заполнить следующие таблицы (результаты мини-исследования уже занесены в соответствующие графы таблиц).
Оценка по пятибалльной шкале видов представления информации:
Вид представления информации | ||||||
Графика |
Анимация |
Видео |
Звук |
Текст | ||
Критерий оценки |
Удобство использования, практичность |
4,7 |
4 |
4,3 |
4 |
5 |
Связность |
4,3 |
4 |
4,7 |
4,2 |
5 | |
Ясность |
4,7 |
4,3 |
5 |
4,5 |
4,3 | |
Релевантность (уместность) |
4,5 |
4,2 |
4,7 |
4 |
4,7 | |
Полезность (пригодность) |
5 |
4,3 |
5 |
5 |
4,5 | |
Структура |
4 |
4 |
4,7 |
4 |
5 |
Читайте также:
Методика проведения формирующего эксперимента
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента. Главная цель на этом этапе - проверка эффективности применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников. При поиске оптимальных методов и сре ...
Единственный ребёнок в семье и особенности его воспитания
Несмотря на повышение рождаемости и увеличения количества детей на детских площадках многие семьи ограничиваются одним ребенком. Некоторые родители делая выбор в пользу одного ребенка выходят из соображения о недостаточном материальном состоянии, другие, более обеспеченные – жалуются на недостаток ...
Понятие
о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковеде ...