Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников

Страница 3

Художественная литература обогащает духовный мир человека и является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках литературного чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет [39].

Цель современной педагогики - учить всех детей сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги, чтобы, в школьные годы, а главное, затем в дальнейшей жизни, они хотели и умели непрерывно потоплять свое образование, с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. С первых шагов необходимо формировать у них читательскую самостоятельность, т. е. способность и привычку выбирать и читать полезные, посильные книги не для кого-то, а для себя и теми темпами, в тех аспектах, на таком уровне, как это нужно и возможно для каждой данной, конкретной личности [40].

Систему работы по формированию познавательного интереса к чтению младших школьников можно представить в виде следующей схемы: урок литературного чтения, внеклассные занятия, совместная работа с библиотекой, работа с родителями.

Уроки должны развивать у младших школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививать им полезные в будущем знания, умения, навыки.

Большую эффективность имеют нестандартные уроки, такие как сказки, путешествия, аукцион, инсценирование, викторина, игра.

Формы внеклассных занятий: дискуссия; коллективное чтение; беседа; реклама книги; литературный праздник; литературная игра; литературная гостиная; театральный фестиваль.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения. Например: инсценирование текста или отрывка, выборочное чтение, чтение в лицах, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по абзацу, чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку, чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос и т.д. [41].

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр и литературных праздников:

- игры и упражнения по развитию речи;

- литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды);

- литературные викторины;

- «стилизованные» игры (КВН, «Сто к одному», «Поле чудес»).

При работе с родителями можно предложить несколько советов на одном из родительских собраний:

- читайте детям вслух с самого раннего возраста;

- покупайте детские книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка;

- не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением;

- организуйте совместное чтение и обсуждайте с ребенком прочитанную книгу;

- создайте в доме детскую библиотечку;

- берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами;

- поощряйте детей за чтение;

- подпишитесь на газеты, журналы для ребёнка с учётом его интересов.

Правильная организация различных форм и методов работы по формированию интереса к чтению способствует:

- формированию устойчивого читательского интереса младших школьников;

- умению работать с литературой определенного рода;

- умению правильно анализировать, высказывать или описывать свое мнение;

- формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Учитывая особенности современных детей - они коммуникативны, мобильны, самостоятельны, и любознательны, надо так организовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло.

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. В свое время К. Д. Ушинский говорил: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное дело» [42].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
Как известно, речевой дефект типа заикания не ограничивается только судорожными спазмами мышц, участвующих в акте речи, т. е. не является только двигательным расстройством, хотя и весьма сложным по своему патогенезу. Неврологический механизм заикливой речи в ряде случаев осложняется рядом психолого ...

Изучение состояния работы учителей начальных классов
4 «А» класс является экспериментальным, учитель работает по системе развивающего обучения Н.В. Занкова. В своей работе учитель широко использует деятельностные, групповые, проблемные методы обучения. Особенно интересным и эффективным видится метод проектов, применяемый учителем в работе с детьми. У ...

Сочетаемостные возможности слова. Мотивированные и немотивированные слова
Словарный состав русского языка пред­ставляет собой определенную систему, так как слова в нем находят­ся в разнообразных связях. Будучи обозначениями предметов и яв­лений объективной действительности, словарные единицы прежде всего отражают связи, существующие между предметами и явлени­ями самой де ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru