Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников

Современное образование » Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности » Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников

Страница 4

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове.

Показателем развития познавательной активности являются творческие способности детей. Детям очень нравится что-то выдумывать, проявлять оригинальность, не шаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою, изобразить несуществующее животное, дать ему имя, придумать вредные советы. Любая творческая деятельность является результатом создания чего-то нового, необычного.

Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое, что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти четыре важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания.

При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:

нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;

вылепить героя из пластилина;

разыграть сценку;

сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;

подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;

- подобрать пословицы и поговорки по различным темам.

На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:

найти крылатое выражение в сказке;

придумать счастливую концовку к сказке;

дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.

При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:

выразительное чтение басни и ее драматизация;

придумать экспозицию басни;

составление литературной мозаики;

составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение;

разгадывание кроссвордов.

Для развития творческой активности на уроке можно использовать и такие виды заданий:

- составление и доработка текстов. Перед вами текст «Сказка об одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким.

- использовать в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями:

- добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

- заменить рассказчика дальше;

- изменить грамматическое время глагола;

- придумать, как могли разворачиваться события дальше.

Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им.

Также можно использовать и такие формы работы как:

- подобрать дополнительный материал об авторе произведения;

- подготовить выставку книг одного из авторов;

- найти дополнительный материал в энциклопедии;

- сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений [44].

Младшим школьникам нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Они стараются сами доходить до правильного ответа, решать «хитрые» вопросы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучаемом предмете. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребенок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.

Современное внеклассное чтение-это обязательный раздел программы, которым учащиеся постепенно овладевают, начиная с 1 класса, параллельно с обучением грамоте, собственно чтением текста и развитием речи. Задачи, которые при этом решаются, разносторонни и многоплановы [45].

На уроках внеклассного чтения с первой учебной недели и в течение всех лет обучения дети тоже учатся читать, (не сочинять стихи и сказки, не изучать манеру творчества художников, или историю детской литературы, или отдельные темы по природоведению, по истории и т. п., не смотреть кинофильмы, а именно читать!!!). Детские книги и овладевают приемами самостоятельности при выборе и чтении доступных книг. В процессе работы с детскими книгами у учащихся непременно совершенствуется и техника чтения, и способность полноценно воспринимать тексты произведений в соответствии с их жанровидовыми особенностями, создается привычка читать произведения, применяя и совершенствуя процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки по чтению и развитию речи, приобретенные к моменту чтения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Элементы профессиональной деятельности при подготовке к урокам
Уровень профессионального мастерства преподавателя зачастую связывается с уроком. Именно урок является, в конечном счете, тем «произведением « в котором отражается его профессионализм, творчество. Урок как целостная система вбирает в себя все элементы процесса обучения. Поэтому в моделировании урок ...

Анализ объема и содержания обучения учащихся в программах образовательной области "Технология"
Образовательная область "Технология" является одной из содержательных областей учебного плана общеобразовательных учреждений. Ее введение обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного ...

Психолого-педагогический анализ проблемы: возможность использовать в работе с детьми нетрадиционных материалов и технологий «роспись по ткани»
Исследуя психологическую, педагогическую, искусствоведческую, методическую литературу нами было установлено: что во многих источниках достаточно основательно раскрывается технология «росписи по ткани» которую сможет освоит любой взрослый человек. Так, А.В. Загребаева описывает самые распространенны ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru