Темы занятий в основном соответствуют программе, однако связь между ними не прослеживается. Например: беседа о школе, чтение рассказа Л. Воронковой "Кружка молока", рассказы детей о своем городе, рассматривание картины Т. Яблонской "Хлеб" (старшая группа ДУ № 13). Темы этих четырех занятий не связаны между собой логически. Подобное планирование тем занятий наблюдается часто. В старшей группе УПК Приднепровский в планах была относительная связь между темами занятий (беседа о своем городе, экскурсия по улице Ленина, рисование на тему "Дом, в котором я живу" или беседа о труде строителей). Но и в этих планах встречались темы занятий, не связанные между собой. Естественно, такое планирование не может способствовать цельности восприятия явлений, закреплению знаний у детей и углублению у них интереса к окружающему миру. Отсутствие последовательности и связи между занятиями приводит к непрочности знаний, к тому, что знания, даже преподнесенные эмоционально, быстро забываются.
В программном содержании занятий в планах на первом месте стоят познавательные и речевые задачи: формировать у детей представления о воинах белорусской Армии, закрепить понимание слова пограничник, сформировать представления о жизни города в условиях ВОВ, обогатить словарь детей новыми словами: воин-освободитель, защитник, победа, граница, обучить связной речи и т. д. Воспитательные задачи, как правило, планируются в очень общем виде (86%): воспитывать патриотические чувства, воспитывать уважение к трудящимся и др. Планируемые воспитательные задачи не всегда способствуют формированию моральных качеств детей, их ориентировке на образцы нравственного поведения. Организация занятий в группах достаточно однообразна. Занятия проводились преимущественно в форме беседы. Итоговые занятия – в форме опроса, дети, отвечая на вопросы педагога, иногда составляли индивидуальные рассказы по картинкам.
Реализация задач обучения и воспитания невозможна без необходимого внимания к форме проведения занятий, без учета психологических и физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста [42]. К сожалению, часто использовалась такая форма организации занятий, когда дети сидят за столами, а воспитатель напоминает: "Ноги поставьте прямо, спины выпрямите, руки положите на стол перед собой". Однако дети дошкольного возраста не могут оставаться в такой позе 25–30 мин (II.Т. Терехова, Т.Л. Богина), и воспитателю приходится делать дисциплинарные замечания. Это отвлекает детей от цели и содержания занятия, снижает уровень восприятия материала. Лучше использовать иную форму организации: вначале дети сидят за столами, но в середине занятия они двигаются, а затем снова сидят.
Таким образом, задача сообщения детям знаний о родном городе и воспитания чувства любви к нему в процессе занятий выполняется лишь частично. Нет логической взаимосвязи тематики занятий, имеет место оторванность от жизни детей, однообразность в методах, приемах, средствах, формах проведения, нет связи с другими видами детской деятельности.
Были выявлены и такие недостатки в планировании и проведении занятий, как:
— однообразие используемых методов обучения детей (рассказ воспитателя с целью сообщения знаний, беседы);
— редко используются такие методы в проведении занятий, как составление детьми рассказов из личного опыта с использованием их рисунков на темы: "Дом, в котором я живу", "Моя улица", "Любимый город"; беседы "Почему так названа улица города?";
— не планируются тематические вечера с приглашением ветеранов войны;
— формулировка задач в программном содержании занятий носит обобщенный, неконкретный характер типа: "Познакомить дошкольников с достопримечательностями родного города. Воспитывать любовь к родному краю (городу)";
Читайте также:
Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте
коммуникативный компетентность умение школьник Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Во-первых, с поступлением в шко ...
Общая характеристика формирования интеллектуальной культуры личности
Потребности социально-экономического развития России должны обеспечиваться системой образования, так как образованность и интеллект, а также духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта кругозора, стремление к творчеству, умение решать нестандартные задачи обуславливают прогрес ...
Развитие речи и речевая деятельность
речевой урок литература учащийся Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода, следующие направления: 1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно ...