В процессе беседы по прочитанному материалу продолжается работа с комментированием: даётся комментарий, касающийся идейно-стилевых особенностей произведения, сопровождаемый чтением отрывков из главы; попутно поясняется значение того, что непонятно учащимся. Так, из главы III («Крепость») повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» читается описание Белогорской крепости. В этом описании ряд слов и понятий требует пояснения (военные звания, устаревшие названия предметов быта).
Таким образом, главы, которые учащиеся читают самостоятельно, комментируются различными способами, и учителю необходимо заранее продумать, как он осуществит их комментирование.
В ходе работы обнаруживаются проблемы, связанные с комментированием текста.
Урок комментированного чтения, как правило, начинается с определения темы и цели урока, после чего учитель приступает к проверке домашнего задания. На уроках, где предстоит читать и комментировать очень большой текст, связь с предыдущим уроком устанавливается путём проведения беглого фронтального опроса по основным вопросам, которые нужно вспомнить для восприятия нового материала. Если проводится подряд несколько уроков комментированного чтения, полезно проверить, как усвоен учащимися текст, прокомментированный на предыдущих уроках, как поняты самостоятельно прочитанные главы и т.д.
Приёмы опроса желательно разнообразить. Можно проводить уплотнённый или фронтальный опрос в письменной и устной форме (запись цитат на доске, письменные ответы на вопросы по тексту, чтение цитат и отрывков, выученных наизусть, запись плана произведения, главы и т.д.). Эффективно написание учащимися сочинения-миниатюры, которое может быть не только итоговой проверочной работой, но и одним из видов анализа текста. Ученикам предлагается использовать текст произведения в процессе создания сочинения. Такой вид работы проводится после того, как текст был прокомментирован в классе, или с целью проверки навыков самостоятельного чтения и комментирования. Приёмы опроса на одном уроке могут быть многообразными.
Например, проводится опрос на уроке комментированного чтения второй главы повести «Капитанская дочка» (встреча с Пугачёвым). Вначале учитель ведет беседу с классом по материалу первой главы, прокомментированной на предыдущем уроке, звучат следующие вопросы: «О чём мы узнали из первой главы повести? С какими действующими лицами познакомились?».
Многих вопросов мы коснемся бегло, лишь с целью закрепления в памяти наиболее ярких эпизодов прочитанной главы. Внимание останавливаем на образе главного героя, Петра Гринёва (его портрет, общественное положение, вкусы, интересы, привычки, особенности речи, манеры поведения, приёмы обхождения с людьми, отношение к нему новых знакомых). Разбор и комментирование второй главы послужит продолжением беседы, начатой в начале урока: выясняется, что нового дает вторая глава для характеристики Савельича, как раскрывается в ней образ Петра Гринёва.
Опрос на уроках комментированного чтения органически связывается с новым материалом, подводит к его восприятию и способствует установлению связи новых глав с уже прочитанными главами произведения. Такая система работы обеспечивает целостность восприятия учащимися художественного текста.
Читайте также:
История «росписи по ткани»
Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий уходящий своими корня в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрис ...
Первичное восприятие сказки
Сказкотерапия как метод работы с учениками младшей школы Восприятие сказки - сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, ка ...
Конспекты уроков по басням И.А. Крылова
2 класс Урок 1. Тема урока: Иван Андреевич Крылов, «Лебедь, Рак и Щука» Цели урока: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами. Развивать речевые умения и творческие способности детей. Ход урока Проверка домашнего з ...