Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Страница 7

Объяснения, сопутствующие чтению текста, даются лишь в порядке исключения в предельно лаконичной форме и только в том случае, если предложение прочитано, мысль закончена, и комментарий не прерывает мысли писателя. Приведем пример, когда попутные комментарии допустимы. Читая о страсти отца Петра Гринёва к чтению Придворного календаря, учитель делает следующее пояснение: «Придворный календарь – ежегодное издание, в котором печатался список придворных служащих и лиц, награждённых орденами». Попутные пояснения возможны здесь потому, что они помогают понять смысл текста и не прерывают мысль автора.

Остановимся на предварительном комментарии. Зачастую он бывает малоэффективен. Перед чтением отрывка из второй главы повести «Капитанская дочка» учитель обращается к классу: «Ребята, в тексте вам встретятся непонятные слова, запомните их значение». И далее поясняется значение этих слов. Их около двух десятков. Конечно, такое беглое объяснение слов, вырванных из контекста, проходит впустую, при чтении учащиеся не узнают их и не понимают.

Значит ли это, что от предварительного объяснения слов нужно отказаться? Нет, оно бывает необходимым, без него нельзя обойтись, но для предварительного объяснения необходимо, прежде всего, выбирать такие слова, без знания которых учащиеся не поймут смысла читаемого текста, и при этом следует максимально ограничить количество таких слов, понятий, имен.

Чрезвычайно важно подготовить учащихся к восприятию незнакомого текста, объяснив предварительно самое необходимое и обрисовав общественную обстановку, в которой писалось произведение. Это создает у учащегося необходимый эмоциональный настрой, располагает их к восприятию художественного произведения.

Например, перед чтением повести «Капитанская дочка» необходимо рассказать учащимся о причинах обращения Пушкина в тридцатые годы к исторической теме, о причинах Пугачёвского восстания, о том, кем был Емельян Пугачев, и др.

Более углублённый анализ и детальный комментарий учитель даст после того, как текст будет прочитан.

Цель предварительного комментария – помочь учащимся лучше понять текст при первом знакомстве с ним. К словам и выражениям, объяснённым до чтения, учитель возвращается, чтобы проверить, как поняли их учащиеся в контексте.

Предварительный комментарий может быть дан и до чтения какой-нибудь части произведения. В отдельных случаях, когда предстоит освоить очень трудное для учащихся произведение или часть его, полезно до чтения наметить основное содержание или план того, что будет прочитано.

Решая, какие слова, понятия, имена пояснять до чтения или после, мы учитываем, что многое неизвестное учащимся может быть ими понято в контексте без комментария. Так, значение слова «рачитель» неизвестно восьмиклассникам, но, читая строки: «И денег, и белья, и дел моих рачитель», – ученики обычно улавливают общий смысл этого слова и без комментария.

Не обязательно сразу же, в связи с чтением главы или отрывка, давать исчерпывающий комментарий всем непонятным словам и явлениям. Иногда при чтении последующих глав или отрывков из произведения отчётливее выясняется смысл прочитанного ранее, на предыдущих уроках.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Эффективность применения инструментального программного комплекса для построения интеллектуальных тестирующих систем
В современных условиях наряду с традиционным обучением широко используется электронное. Существует большое количество разнообразных компьютерных средств обучения (КСО). Основной способ контроля знаний в КСО – тестирование. Тесты используются не только для измерения учебных достижений, но и для обуч ...

Методы организации обучения с применением персонального компьютера
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный репродуктивный проблемный исследовательский Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК б ...

Методические основы обучения лексическому аспекту иностранного языка
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя. Что такое лексика? Лекси ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru