Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Страница 2

Заранее решается и вопрос о взаимосвязи уроков комментированного чтения. Если произведение велико по объему и на чтение его отводится ряд уроков, надо построить их так, чтобы они были тесно связаны между собой, взаимно обусловлены. Каждый последующий урок комментированного чтения является новым этапом изучения текста, раскрывает новые черты героев, особенности языка и композиции произведения или расширяет наблюдения, сделанные на предшествующих уроках. Необходимо постоянно возвращаться к ранее сделанным наблюдениям, проводить сопоставления, устанавливать связи.

Комментированное чтение входит как составной элемент в обзорную лекцию, в ходе этой лекции дается значительная часть комментариев.

При изучении повести «Капитанская дочка» обзорная лекция и комментированное чтение фрагментов произведения строятся так, чтобы подготовить учащихся к самостоятельному чтению и вызвать у них интерес к произведению, желание прочитать его. Работа над произведением, изучаемым обзорно, органически сочетается с работой по внеклассному чтению.

Остановимся на соотношении самостоятельного домашнего чтения и комментированного чтения в классе. В одних случаях самостоятельное чтение предваряет чтение в классе (если произведение изучается «по проблемам» или обзорно), а в других случаях комментированное чтение предшествует самостоятельному. В восьмом классе такого рода последовательность (комментированное чтение – самостоятельное) должна стать правилом, в котором лучше избегать исключений. Работа над текстом начинается со вступительной беседы и уроков комментированного чтения. После того как прошли уроки чтения в классе, учащиеся продолжают читать текст дома. Таким образом, у учащихся развивается умение без помощи учителя разбираться в прочитанном, и далее можно предоставлять им всё большую и большую самостоятельность.

В дальнейшем эффективно на уроках заслушивать сообщения учащихся о прочитанных дома главах, комментарий к которым они готовят сами.

Учитель предварительно продумывает, как комментировать те части произведения, которые не читаются в классе, ведь нередко и они нуждаются в пояснениях. Отдельные сведения учитель даёт до чтения: либо проводя вступительную беседу, либо определяя домашнее задание. Некоторый материал разъясняется на последующих уроках в процессе пересказа и анализа текста, прочитанного самостоятельно.

Важно как можно раньше приучить школьников спрашивать учителя о значении непонятных слов: незнакомых имен, названий и т.д., учить школьников пользоваться сносками в хрестоматии, а в дальнейшем – комментариями в конце книги, толковыми и энциклопедическими словарями (всё это – навыки, необходимые в практической жизни, их необходимо развивать постепенно и последовательно). Тренировочные работы со словарём могут быть предложены учащимся в качестве специальных заданий на уроке и дома, учить школьников при самостоятельном чтении отмечать (выписывать или подчеркивать) непонятные слова и спрашивать учителя об их значениях.

Давая задание самостоятельно прочитать то или иное произведение или отдельные главы, учитель предлагает ряд вопросов, над которыми ученикам рекомендуется подумать. Это дает возможность применить в самостоятельной работе над текстом навыки анализа художественного произведения, которые прививаются учащимся на уроках.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Методика формирования иноязычного лексикона в соответствии с семантико-синтаксическим подходом и диалогом культур в 7 классе
Шатилов С.Ф. выделил основные этапы работы над лексикой: 1 этап - этап введения, семантизации нового слова и первичного его воспроизведения; 2 этап - этап ситуативной тренировки и создания прочных лексических речевых связей в заданных пределах в однотипных речевых ситуациях; 3 этап - варьирующий, с ...

Характеристика детей с нарушением зрения
Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.* Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зри ...

Потенциал применения мультимедиа-технологий в образовании
Применение мультимедиа-технологий способно вывести учебный процесс на новый качественный уровень, позволяя изучать объект или явление в различных условиях, формировать красочный, объемный образ, развивать логическое мышление и активизировать тем самым креативный подход к обучению. Мультимедиа как с ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru