1.Никогда ни сдаваться 6,6%
2.Быть верным себе и преданным родине 3,3% 16,6%
3.У человека всегда есть выбор 53,3%
4.Нельзя жить без риска 6,6% 6,6%
5.Никогда ни перед кем не унижаться 6,6% 13,3%
6.Человек должен уметь прощать 16,6%
7.Стихийное восстание всегда заканчивается
поражением 3,3%
8.Каждый может оказаться на месте мученика 3,3%
9.Никаких уроков я не извлек 3,3%
10.Все люди равны 3,3% 20%
11.Нужно оставаться верным одному долгу 3,3% 23,3%
12.Нужно быть искренним и щедрым 10% 6,6%
13.Быть верным и преданным в любви 30% 20%
14.Нужно всегда оправдывать надежды близких людей 3,3%
После эксперимента школьники пишут о том, что у каждого человека есть свобода выбора (53, 3%), что человек должен уметь прощать (16, 6%), что стихийное восстание заканчивается поражением, и каждый может оказаться на месте мученика. Изменились и цифровые результаты ответов на некоторые вопросы: теперь нет учеников, которые не извлекли для себя нравственных уроков из повести, значительно увеличилось число учеников, которые считают, что все люди равны (3,3% – 20%), не нужно никогда ни перед кем унижаться (6,6% – 13,3%), нужно оставаться верным долгу (3,3% – 23,3%)
О том, что произведение после экспериментальных урока было понято глубже, свидетельствуют и данные, представленные в следующей таблице.
Таблица 3
№ п/п |
Кого из литературных героев напоминают вам Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв? |
Кол-во предпочтений в % | |
До эксперимента |
После эксперимента | ||
1 1. |
2. |
3. |
4. |
1.«Не знаю», «он ни на кого не похож» 56,6 13,3
2.Гринёв – д`Артаньяна, А. Дюма
«Три мушкетера» 3,3 13,3
3.Пугачёв – Гришку Отрепьева, А. С. Пушкин
«Борис Годунов» 20
4.Гринёв – Илью Муромца 16,66,6
5.Пугачёв – Соловья Разбойника 13,320
6.Гринёв – Мцыри, М. Ю. Лермонтов
«Мцыри» 3,3
7.Пугачёв – Троекурова, А.С. Пушкин
«Дубровский» 13,33,3
8.Пугачёв – отца Вареньки, Н. Л. Толстой
«После бала» 10 40
9.Пугачёв – Сокола, А. М. Горький «Песня
о Соколе» 1063,3
10.Гринёв – Сокола (там же) 16,66,6
11.Пугачёв – «кровожадного вампира» 16,63,3
12.Гринёв – Ивана Царевича 2016,6
13. Гринёв – Дубровского, А.С. Пушкин 23
«Дубровский»
Если до эксперимента ученики более всего сравнивали Пугачёва с кровожадным вампиром и с Троекуровым (А.С. Пушкин «Дубровский»), а Гринёва с Иваном Царевичем, Ильёй Муромцем, то после уроков с использованием учебного комментирования Пугачёв уже ассоциировался у школьников с Соколом (М. Горький «Песня о Соколе»), с отцом Вареньки (Л. Толстой «После бала»), а Гринёв – с д`Артаньяном (А. Дюма «Три мушкетера»), Дубровским (А.Пушкин «Дубровский»). Теперь уже не было школьников, у которых сопоставлений не возникло, как перед началом эксперимента.
Таблица 4
№ п/п |
Что, по вашему мнению, было самым страшным в повести "Капитанская дочка"? |
Кол-во предпочтений в % | |
До эксперимента |
После эксперимента | ||
1. |
2. |
3. |
4. |
1. Сцена казни 53,3 30
2.Сон Петра Гринева 23,3 6,6
3.Гринев и Маша могли больше никогда
не встретиться 23,3 13,3
4.«Ничего» 20
5.Захват Белогорской крепости 20 6,6
6.Дуэль между Гриневым и Швабриным 13,3 10
7. Казнь над Пугачевым 6,6 26,6
8.Как легко разрушить чью – то жизнь 13,3
9.Предательство Швабрина 30
Читайте также:
Педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном
языке в начальной школе
Исходя из вышеперечисленных особенностей психических процессов учащихся младшего школьного возраста, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе. 1. Практическая направленность процесса обучения: формулирование конкрет ...
Моделирование в научном исследовании
Научное исследование проходит несколько стадий. На первой стадии эмпирического исследования органы чувств физически взаимодействуют с объектом, на второй исходным является не сам объект, а данные опыта, на третьей – исходные группировки данных. Следовательно, на второй и последующих стадиях эмпирич ...
Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного обучения
Отставание России по количеству основного работоспособного населения в возрасте (25 - 60 лет), имеющего высшее образование усугубляется тяжелым положением образования в России вообще и высшего образования - в частности. Возросшее желание многих россиян наталкивается на ограниченные возможности вузо ...